Тринадцать правил, которые не дадут вашему ребёнку потерять аппетит, что бы ни случилось

Если ребёнок не хочет есть новую еду, не настаивайте. Просто объясните, чем она похожа на старую и любимую
Тринадцать правил, которые не дадут вашему ребёнку потерять аппетит, что бы ни случилось
Drazen Zigic/Shutterstock
Уделяйте вопросу питания пристальное внимание.

Избирательность рациона детей – частая проблема, с которой сталкиваются родители.  Например, ребёнок ест все группы продуктов, но не хочет пробовать новое. Или пробует новое, но эти продукты не становятся частью его рациона. Вам хочется наконец-то готовить одно и то же для всей семьи, а не держать в холодильнике замену на случай отказа от того, что едят все? Нутрициолог и автор книги "Детское питание: одна еда для всей семьи" Александра Ситнова уверена: применяя последовательно некоторые "хитрые" методы, вы не заметите, как у ребёнка проснётся аппетит и он начнёт есть более разнообразно.

1. Накладывайте общую еду

Когда ребёнок ест только несколько продуктов, а все непривычное встречает громким протестом, родители перестают предлагать новые блюда, чтобы избежать скандалов за столом. Такая тактика хотя и приводит к временному спокойствию, но также и ведёт к дальнейшему сокращению рациона ваших сына или дочери. А это неверно. Ведь даже гречка и макароны изо дня в день могут надоесть. И что же теперь, не есть совсем?

– Ребёнку важно видеть, что ест семья, и иметь возможность взаимодействовать с едой, – говорит эксперт. – Так что накладывайте ему непривычную, нелюбимую или новую еду каждый раз, когда едите её сами. При этом порция нового, которое вы предлагаете, должна быть небольшой, примерно как горошина.

2. Предлагая новое, не настаивайте на пробе

– Фраза "ты должен попробовать" или мотивация за пробу может использоваться, например, для детей с аутизмом. У здоровых детей в этом нет необходимости. Важно, наоборот, объяснить ребёнку, что он не должен пробовать и может отказаться. Эта тактика принесёт свои плоды, пусть не так быстро, как мотивация за пробу, но более стабильно. Используйте две фразы, предлагая новое: "это доступно для еды" + "ты не должен есть всё".

3. Главное – регулярность

Помните, что для того, чтобы дети старше 1,5–2 лет пробовали новое, им может требоваться 20–25 встреч с продуктом. Обеспечьте все эти встречи в течение месяца. Это значит, что каждый новый продукт должен появляться на тарелке ребёнка каждый день или в большинство дней недели. При этом постарайтесь, чтобы в тарелке ребёнка не было больше двух новых продуктов одновременно.

Дети с подозрением относятся ко всему новому.
Oleksiy Rezin/Shutterstock
Дети с подозрением относятся ко всему новому.

4. Увеличение порции должно быть очень медленным

До момента, пока ребёнок только попробует продукт, порция на тарелке должна быть минимальной. После первой пробы стоит сохранять крошечную порцию  ещё несколько дней, после чего вы можете начать плавно увеличивать её: до 2 горошин, до чайной ложки, до 2 чайных ложек. Такое плавное, ступенчатое увеличение порции продукта помогает ребёнку не испугаться и продолжать пробовать как этот продукт, так и все другие.

5. Используйте принцип цветового и текстурного сходства

Некоторые дети охотнее пробуют новое, которое "звучит" или выглядит как привычное. Так что расскажите им о сходствах, если они этого сами не замечают. Скажите, например: "Сельдерей, хрустит как огурец,  морковь или яблоко". И, возможно, ваши сын или дочь могут обратить на новый продукт внимание. Вот ещё "похожие" продукты:

зелёный горошек – зелёная фасоль – бобы эдамаме;

огурец – сырой кабачок – патиссон – сырая цветная капуста – сырая белокочанная капуста;

морковь – батат – тыква;

картофель – пастернак – банан – белая фасоль;

помидор – красный перец;

рис – булгур – белая гречка – ячневая крупа или перловка;

гречка – киноа;

яблоко – груша – айва;

рис – бурый рис – пшено.

6. Избегайте замен

Каждая замена усиливает отказ, говорит эксперт.

– Встать и достать "запасную" еду означает, что ребёнок определяет меню семьи. Это усиливает его избирательность. Когда вы готовите замену, вы как будто говорите ребёнку: "Я всё равно дам тебе привычную еду, тебе нужно только отказаться", – объясняет Александра. – В то же время если вы хотите дать ребёнку что-то, что он ест и любит, то это блюдо или продукт должны быть предложены всей семье – и предложены вместе с остальной едой. Это поможет не выделять любимое, не превращать его в награду.

7. Любимая еда даётся не всегда

В отношении знакомой и любимой еды, объясняет эксперт, существует две тактики. Первая: предлагать новое всегда вместе со знакомым. Вторая тактика: сохранить для ребёнка два приёма пищи со знакомой и любимой едой, а в остальные предлагать не слишком любимое или незнакомое.

8. Избегайте эмоциональных качелей за столом

– Игнорируйте агрессивное поведение ребёнка во время еды, но утешайте, если он плачет, – советует эксперт. – Ребёнок может протестовать, бросать еду, кричать на вас, требовать привычное со слезами. Родителям бывает трудно игнорировать это или оставаться спокойными. Но чем более спокойную реакцию получает ребёнок, тем меньше будет интенсивность этих проявлений.

9. Предлагайте выбор правильно

Предлагая выбор, помните, что между любимым и новым выбор будет всегда в пользу любимого. Поэтому предлагайте условно равноценные варианты. Между овощным рагу и макаронами с сыром выбор будет в пользу последних. А вот между макаронами с тунцом и макаронами с мясом он может быть абсолютно любым. Выбор из двух равноценных вариантов можно предлагать и при планировании меню. Спросите: "Завтра мы приготовим кашу с ягодами или с бананом?" Что бы не выбрал ребёнок, кашу он точно съест.

Старайтесь давать сладости вне дома.
ShineTerra/Shutterstock
Старайтесь давать сладости вне дома.

10. Овощи идут вперёд

– Эта тактика используется диетологами во всём мире для стимулирования интереса к овощам у детей. Тарелка с овощами, поставленная за 10 минут до основного блюда, по данным исследований, увеличивает количество овощей в рационе детей до 50%, – объясняет эксперт. – При этом включайте в фруктово-овощную тарелку как знакомые овощи и фрукты, так и новые. Используйте как свежие, так и приготовленные овощи. Важно: ставьте тарелку с овощами и фруктами, даже если вы заказали пиццу.

Важно! 
Все дети любят сладкое. И полностью оказаться от него у вас попросту не получится. Так что  просто подготовьтесь к такому запросу со стороны сына или дочери. Лучше планировать сладкое на те примы пищи, которые проходят вне дома, и в какой-то один из дней дома. Избегайте фраз вроде "ты бы только печенье и ел", избегайте давать сладкое на каждое требование. И тот и другой варианты только усиливают желание запретного..


11. Откажитесь от диетического мышления

Забудьте про фразы типа "мама худеет", "мне это нельзя, от этого я набираю вес", "куда ты ешь столько макарон, будешь толстым", "не стать тебе балериной – одни булки ешь".

– Такие высказывания создают предпосылки для скудного рациона и отказа от еды. Если вы решили снизить свой вес, улучшить физическую форму, то обратитесь к диетологу, который поможет вам сформировать меню без запретов, – советует Александра. – Если вас беспокоит вес ребёнка, также обратитесь к врачу, чтобы понять, есть ли повод для беспокойства. Формирование негативного образа тела – одна из причин расстройств пищевого поведения в подростковом возрасте.


12. Экономьте время

Когда вы знакомите ребёнка с новым, ваш главный страх состоит в том, что вы провели на кухне час, а он отказался и потребовал макароны. Чем меньше времени вы потратили на приготовление нового, тем слабее ваше внутреннее желание уговорить. Овощи достаточно помыть и нарезать, как и фрукты. Зерновые и белковые блюда быстрее готовятся, если это отдельно мясо и картофель, а не сложная запеканка с несколькими соусами. Тем более что простую еду с отдельными ингредиентами пробовать легче, чем сложные блюда. 

13. Наберитесь терпения

– Только серьёзные проблемы питания (ребёнок не умеет жевать, пьёт только молоко, ест 2–3 продукта) требуют быстрых мер. Расширение рациона – это длительный процесс, который иногда не прекращается всю жизнь, ведь, даже став взрослыми, мы пробуем новое, открываем новые вкусы, сочетания и блюда, – объясняет эксперт по питанию. – Обязательно говорите об этом с детьми. Подойдут фразы типа "я тоже пробую новое", "давай попробуем фрукт, который раньше мы никогда не ели", "когда я была маленькой, я не любила цветную капусту, а потом узнала, что она очень здорово хрустит и её можно есть сырой, и полюбила", "ты тоже учишься, пробуешь новое, это нормально".