"У нас в генетике заложено желание потерпеть": о чём фильм "Ванлав", попавший в лонг-лист премии "Оскар"

Metro обсудило с режиссёром короткометражной картины Верой Яковлевой беды российских женщин
"У нас в генетике заложено желание потерпеть": о чём фильм "Ванлав", попавший в лонг-лист премии "Оскар"
Героиня истории привыкла терпеть равнодушие любимого мужчины.
Кадр из "Ванлав".

Героиня "Ванлав" – юная девушка, ежедневно терпящая унижения. Мужчина, с которым она живёт, никогда не проявляет к ней интереса или нежности, целыми днями зависает в телефоне. Соседи мужского пола не упускают возможности или отпустить в её адрес сальную шуточку, или зажать в тесном лифте.

Однажды к ней и её партнёру приходят гости – те же самые малоприятные соседи. Посиделки на кухне быстро превращаются в попойку, между мужчинами вспыхивает ссора, в результате которой по лицу получает героиня – от своего возлюбленного.

Дальше – хуже, хозяин из-за стресса убегает на улицу, оставив девушку наедине с пьяными отморозками, которые её насилуют, после чего запирают в комнате, а сами продолжают веселиться уже с музыкой и танцами.

И тут в вечно терпящей, поруганной девчонке просыпается ярость, а сама она превращается в дикого зверя и рвёт обидчиков. Под утро домой возвращается и её мужичок, которого на улице хорошенько избили...

– История в "Ванлав" вымышленная, но я всегда в свои фильмы включаю моменты, детали, которые происходили со мной или знакомыми людьми, – рассказывает режиссёр Варя Яковлева.

Кадр из анимационного фильма.
Кадр из анимационного фильма.
Кадр из "Ванлав".

Как замечает режиссёр, то, с чем ежедневно сталкиваются россиянки, – беспредел и реальность куда более жестока, чем её фильм.

– У нас недостаточно прав, чтобы защитить себя. Плюс, как мне кажется, у нас в генетике заложено желание потерпеть, перетерпеть, – делится она. – Вот только терпению в какой-то момент приходит конец.

В финале мужчина глав- ной героини впервые проявляет к ней нежность.

– Его позиция – это позиция слабого человека, – отмечает Варя. – Потому что в трудной ситуации он выплеснул свою агрессию на партнёршу. Но после избиения на улице куда ему ещё вернуться? К этой же женщине.

Последний кадр "Ванлав" – в дверь героев звонит полицейский. Очевидно, чтобы разобраться с жалобой соседей на ночной шум.

– Значит, будут последствия для девушки, которой пришлось себя защищать, – объясняет режиссёр открытый финал. – Какие они будут – к сожалению, можно догадаться.

По мнению Вари Яковлевой, несмотря на сложившиеся традиции и стереотипы, женщины способны изменить ситуацию.

– Не надо терпеть! Надо отказываться от программы терпения, которая закладывается в нас с детства, – говорит она. – Вопрос, в какой момент это произойдёт. Если не доводить до точки невозврата, есть шанс сохранить себя. Но я понимаю и агрессию человека, который просто пытается выжить.

Несмотря на актуальность темы, Варя Яковлева уверяет, что не питает серьёзных надежд на получение "Оскара".

– Не считаю, что у меня есть шансы попасть даже в шорт-лист, – признаётся она. – Всё-таки сильная конкуренция, да и политическая ситуация не предполагает, чтобы российские фильмы брали международные награды.

Вера Яковлева.
Вера Яковлева.
Предоставлено героиней материала.
ДОСЬЕ НА РЕЖИССЁРА: Вера Яковлева
В 2013 году окончила художественный факультет ВГИКа, в 2016-м – курс режиссуры в школе авторской режиссуры "ШАР".

В качестве художника работала на мультфильме Андрея Хржановского "Нос, или Заговор "не таких".

Мультфильм "Ванлав" получил Гран-при на фестивале в Загребе.