
Смертельный обед
Как пишет Daily Mail, 48-летняя Эрин Паттерсон признана виновной в тройном убийстве и покушении на убийство. Теперь Эрин проведёт существенную часть жизни за решёткой в женской тюрьме усиленного режима в Мельбурне.
Известно, что она подала на обед своим родственникам говяжье филе – как выяснилось позже, в нём содержались ядовитые грибы Amanita phalloides (бледная поганка).
Трагедия произошла 29 июля 2023 года в городе Леонгата (штат Виктория). В результате отравления умерли Дон и Гейл Паттерсон – родители бывшего мужа Эрин Саймона, а также его тётя Хизер Уилкинсон. Выжил только пастор Ян Уилкинсон (муж тёти), который выступил ключевым свидетелем обвинения.
Судебный процесс стал мировой сенсацией. Журналисты выяснили подробности. Эрин позвала родных на обед, чтобы рассказать им про рак – и они не смогли проигнорировать такой повод (вот только оказалось, что никакой болезни у неё не было).
Гости ждали, что Эрин подаст традиционное австралийское блюдо, говядину по-веллингтонски (это когда филе говядины заворачивается в тесто, затем подаётся на тарелке ломтиками). Вместо этого каждый гость получил блюдо, больше похожее на корнуэльский паштет.
Прокуроры утверждали на суде, что часть приготовленной Эрин еды содержали измельчённые бледные поганки. Как рассказал единственный выживший, Эрин перестраховалась: использовала оранжевую тарелку для своего блюда, в то время как её гости ели из серых.
Позже появились многочисленные доказательства вины Эрин. Данные с её компьютеров показали, что она использовала веб-сайт iNaturalist для розыска бледной поганки возле своего дома. Триангуляция мобильника показала, как Эрин ездила в места, где они могли расти – это было в апреле и мае 2023 года. Чеки из местного магазина товаров для дома доказали, что она купила дегидратор для продуктов в это же время.
Прокуроры утверждали, что Паттерсон измельчала сушёные бледные поганки в порошок, который затем можно было добавить в пищу. Она также смотрела в Интернете информацию о смертельных для человека дозах бледной поганки.
Не все эти улики разрешили учитывать на суде.
Сама Эрин устроила шоу на скамье подсудимых. Она заявила присяжным, что вызвала у себя рвоту через несколько часов после обеда – и якобы делала это регулярно, страдая от булимии. А то, что она так много врала следователем, якобы было связано с сильным стрессом из-за суда.
Насчёт онкологии она приврала, потому что рассчитывала на помощь родственников в уходе за детьми – готовилась делать операцию по шунтированию желудка, чтобы контролировать свой вес.
На суде она последовательно отвечала на каждое обвинение прокуратуры, была спокойной и хладнокровной. Журналисты сочли её умной и очень расчётливой, при этом – холодной, колючей и неловкой в общении.
Ложь вскрывалась прямо на суде (например, она утверждала, что шунтирование должны было провести в клинике Enrich в Мельбурне, но выясниось, что там никогда не проводили столь крупных операций).
Несмотря на попытки её адвоката Колина Мэнди доказать, что женщина случайно использовала ядовитые грибы, все факты говорили об обратном.
Присяжные не поверили Эрин.
Шокирующие обстоятельства
Daily Mail стал первым изданием, который опубликовал новые данные об Эрин. В эпицентре всей истории оказался 50-летний инженер Саймон Паттерсон, бывший супруг убийцы.
На досудебных слушаниях он рассказал о других попытках отравления, однако судья решил не приобщать его показания к делу, поэтому присяжные ничего об этом не знали.
Сейчас его досудебные показания впервые стали достоянием общественности.
Сообщается, что Эрин вышла замуж за Саймона 18 лет назад. Спустя два года у них появился первый ребёнок, мальчик. В 2014-м родилась девочка, а через год супруги развелись.
Эрин к этому моменту уже была зажиточной женщиной. Она – выходец из богатой семьи в Мельбурне. Её мать – доктор Хизер Скаттер, известный литературный критик, которая унаследовала от бабушки миллион фунтов. Эти деньги семья инвестировала в недвижимость, куда супруги Паттерсон благополучно переехали в 2010-х.
Разрыв Саймона с женой был связан с тем, что Эрин – как утверждает австралийский инженер – страдала из-за психического расстройства. Из-за этого она не смогла получить образование, сделать карьеру. "Отношения стали напряжёнными, в них всё время присутствовал какой-то нерв", – рассказал Саймон. Также он предположил, что его супруга – аутист (или же у неё синдром Аспергера).
В итоге он съехал, согласившись разделить опеку над детьми и имущество, не прибегая к услугам адвокатов. Но всё-таки пытался примириться. Однако все попытки оказались неудачными.
Похоже, Эрин со временем начала испытывать враждебность к своему мужу и его семье, возможно, возмущаясь тем фактом, что значительная часть её наследства оказалась в их руках. У себя в соцсетях она высмеивала Саймона, его "неумелое" общение с детьми, грязь в холостяцкой квартире.
Интересно, что Эрин позвала и Саймона на "ядовитую пирушку", однако он отказался, сообщив об этом своей бывшей накануне вечером.
И для этого была конкретная причина. Судья запретил Саймону рассказывать, почему он отказался от обеда в кругу семьи.
Оказывается, за два года до обеда Эрин уже пыталась много раз преднамеренно отравить его. Четыре раза Саймон попадал в больницу, дважды – чуть не умер.
Он подозревает, что "по-особенному" были приготовлены следующие блюда: карри, паста болоньезе, тушёная говядина, шоколадное печенье и куриный рулет.
Первая попытка отравления случилась в 2021 году, когда Эрин угостила мужа пастой. На следующее утро у него началась рвота, его продолжало тошнить во время поездки в машине, и в конце концов его госпитализировали. Врачи забеспокоились, что резкий рост уровня креатина в его крови указывал на возможную почечную недостаточность. После пяти дней капельницы его состояние стабилизировалось, и его выписали.
Затем он попробовал карри. "Сначала мне стало жарко, было ощущение жара в голове, и это привело к рвоте, а после рвоты началась диарея", — рассказал он. Саймона выписали из больницы, но затем он потерял сознание после возвращения домой и был срочно доставлен обратно в госпиталь, где хирурги провели три операции, в ходе которых ему удалили большую часть кишечника. За это время он находился в коме 16 дней и три недели был в реанимации.
Дважды его семью вызывали попрощаться, потому что врачи считали – его уже не спасти.
В июле 2022 года, когда после рецидива прошло всего три недели, Эрин решила снова организовать для Саймонаобед. На этот раз была тушёная говядина, которую Саймон съел. И снова оказался в госпитале.
Однажды Эрин подала бывшему супругу на стол куриный рулет, который, по его словам, сначала вызвал у него рвоту, а затем – потерю мышечной функции. "К концу дня я мог двигать только шеей, языком и губами", — сказал он, вспоминая ещё одно длительное пребывание в больнице (там у него случилось несколько припадков). Врачи никак не могли понять, что с ним происходит.
Когда Саймон начал подозревать, что Эрин всерьёз взялась за него, то составил электронную таблицу, в которую вписывал все подозрительные приёмы пищи. В конце концов он признался своему лечащему врачу Крису Форду, что опасается, будто Эрин подмешивает в его еду "антифриз" или какой-то подобный токсин.
Позже он пришёл к выводу, что его симптомы также могут быть связаны с употреблением крысиного яда или болиголова, смертоносного растения. Причём каждый раз отравления происходили, когда Эрин кормила его "чем-то необычным".
В итоге Саймон пошёл на обострение отношений. решив указать себя в налоговой декларации свободным от отношений. Этот шаг имел значительные последствия для финансовых дел Эрин, поскольку он помешал ей претендовать на различные налоговые льготы, доступные женатым людям.
Она ответила тем, что подала заявление на алименты, и пара начала спорить из-за денег и того, кто будет платить за обучение их детей в школе и медицинские счета. Попытки Эрин убедить родителей Саймона, Дона и Гейл, вмешаться в эту ссору не увенчались успехом. Тогда-то Саймон решил рассказать своим родителям о подозрениях насчёт Эрин, но те попросили его не афишировать это, чтобы не возникло ненужных проблем.
Но когда Эрин позвала его на обед, Саймон решил не идти, учитывая все предыдущие попытки отравления. При этом он был уверен, что его родственники – в полной безопасности.
Когда Дон отравился, то пришёл в больницу с контейнером, наполненным своей рвотой, заявив, что его следует передать полиции, посчитав, что могло быть отравление... Выжить ему не удалось.
Чем опасны бледные поганки
Научный журналист, медицинский блогер, врач-терапевт высшей квалификационной категории и токсиколог Алексей Водовозов рассказал Metro, насколько опасна бледная поганка и реально ли выжить после отравления этим грибом.
– Всё будет сильно зависеть от того, какую конкретно дозу употребили в пищу люди. Сегодня бледная поганка считается смертельно опасным грибом. По подсчётам специалистов, нужно съесть где-то 30 грамм плодового тела, чтобы умереть. Это усреднённое значение, – пояснил спикер.
По его словам, бледная поганка содержит в себе 2 группы ядов: фаллоидины и аманитины.

– Фаллоидины вызывают клиническую картину сразу: тошнота, рвота, понос – в общем, гастроэнтерологические проявления. Это так называемые быстрые яды бледной поганки. Аманитины намного более неприятные вещества. Самые опасные из них – это альфа-аманитины. Они действуют медленно, то есть их клиническая картина проявляется где-то через несколько недель. И тут могут быть разные варианты. У отравившихся именно этой группой ядов возможно развитие мультиорганной недостаточности. Это значит, что аманитины останавливают белковый обмен в клетках, из-за чего те начинают погибать. Вопрос в том, какой орган будет проявлять эту недостаточность первым, – добавил Водовозов.
Специалист не исключает, что у единственного выжившего после отравления могут потом быть какие-то проблемы.
– Ещё пару лет назад я бы сказал, что не существует антидотов от яда бледной поганки. Но на сегодняшний день есть очень интересные работы учёных, которые дошли до клинической практики. Можно вытащить с того света человека даже с поражением аманитинами. Но важно помнить, что это будет сильно зависеть от того, какую конкретно дозу он получил, от индивидуальной чувствительности и того, насколько быстро и какие препараты применялись во время его поступления в медицинское учреждение, – сказал собеседник Metro.
Водовозов подчеркнул, что если в течение первых 36 часов после употребления грибов пациент попал в специализированный токсикологический стационар, то с высокой вероятностью он останется жив и здоров.
Читайте также: