В Басманном жили сектанты, которых все боялись, и ткачихи, которые плели шёлковые нити

Репортёр Metro сходила на экскурсию в рамках проекта "Музей шаговой доступности" и погрузилась в тайную жизнь Переведеновских переулков XVII–XIX веков
В Басманном жили сектанты, которых все боялись, и ткачихи, которые плели шёлковые нити
mos.ru
Басманный вас удивит!

По словам экскурсовода Алексея Орлова, краеведа, историка-искусствоведа, район Переведеновки (где находится Новая Переведеновская улица и одноимённый переулок) "насыщен" странностями: на месте нынешнего Переведеновского переулка вместе уживались старообрядцы, сектанты и простой люд. Все они были людьми, которые "перевелись" – сначала сбежали от чумы в 1770–1771 годах, а когда вернулись, их прежние дома передали другим людям. Пришлось селиться там, где прикажут.   

С этого места началась экскурсия. Дом по адресу: Переведеновский переулок, 4, – доходный дом купца-старообрядца, который построил его на деньги, вырученные с продажи мешков и кулей.
Лариса Верченко
С этого места началась экскурсия. Дом по адресу: Переведеновский переулок, 4, – доходный дом купца-старообрядца, который построил его на деньги, вырученные с продажи мешков и кулей.

– В  XVII–XIX веках здесь жили беспоповцы – те, кто отверг церковную иерархию, их наставники выбирались из мирян. Однако были и хлысты (проповедовали аскетизм и безбрачие), и скопцы – те, кто считал, что душу можно спасти только путём обрезания половых органов человека и животных. И много-много других представителей религиозных движений. Например, бегунов (те, кто должен вечно странствовать и отказаться от всего мирского) боялись – простой люд был уверен, что они душат своих стариков, которые слишком долго живут, – рассказывает Алексей. 

Этот перекрёсток в XVII–XIX вв. облюбовали федосеевцы. По разные стороны перекрёстка находились их молельни. В левом углу переулка находился женский монастырь, замаскированный под фабрику рукоделия.
Лариса Верченко
Этот перекрёсток в XVII–XIX вв. облюбовали федосеевцы. По разные стороны перекрёстка находились их молельни. В левом углу переулка находился женский монастырь, замаскированный под фабрику рукоделия.

Если центр Переведеновки облюбовали старообрядцы, то её край – сама императрица Елизавета Петровна. По адресу: улица Гастелло, 44, стр. 1 стоит её загородный дворец XVIII–XIX веков. 

– В ХIХ веке в окрестностях дворца была школа рукоделия и шелководства. В ней разводили шелкопрядов. Однако остаётся неясным, откуда брали листья тутовых деревьев для их прокорма, – продолжает экскурсовод.

До нас дошёл дворец Елизаветы, перестроенный архитектором Скоморошенко в 1872 году. Оригинальный деревянный дворец не сохранился.
Лариса Верченко
До нас дошёл дворец Елизаветы, перестроенный архитектором Скоморошенко в 1872 году. Оригинальный деревянный дворец не сохранился.

По одним данным, в Измайлове арендовали сад, высадили 4 тыс. тутовых деревьев, но все они погибли, не прижились. По другим – в начале нынешнего района Шоссе Энтузиастов был пустырь – на нём тоже выращивали тутовые деревья астраханские специалисты, и тоже безуспешно. Всё замёрзло.

На этом "диковинки" Басманного не заканчиваются: в XIX веке там находилась самая крупная на тот момент столичная богадельня для престарелых и нуждающихся мещан, насчитывавшая 1100 мужчин и женщин на содержании. По словам Алексея, её построили в 70-е годы. Рядом находилась церковь, принадлежавшая Владычне-Покровской общине сестёр милосердия:

– При богадельне были также служебные помещения, отданные под благотворительность, и несколько мастерских, в которых занимались достаточно простым ремеслом – подшивали сапоги. 

Однако владелицу богадельни, баронессу Прасковья Розен (затем она стала инокиней), фрейлину императрицы осудили за аферы с ценными бумагами. Инокиню передали церковному суду и потом сослали в дальний монастырь. 

Ещё несколько фактов о Басманном, которые, по словам Алексея, стоит знать:

  • Владычне-Покровская община сестёр милосердия состояла из инокинь, которые ходили в белом и обслуживали богадельню в качестве послушания. 
  • В церкви Покрова на Рубцове до сих пор богослужения проводятся по древнему (старообрядному) чину.
  • Федосеевцы (были убеждены в наступлении царства антихриста и совершенной испорченности российского государства) составляли большую часть старообрядцев.
  • Купец Илья Ковылин жил около Ильинской церкви. Потом он стал лидером старообрядческого движения и основал кладбище-монастырь на Преображенке. 
  • Один из первых старообрядческих храмов в Такмаковом переулке построил архитектор Илья Бондаренко. 
  • Переведеновская религиозная община старообрядцев отличалась строгостью правил, например, переведеновцам не разрешалось вкушать еду с теми, кто не принадлежал к их группе и не придерживался их веры или практики и наоборот.