
Действие сказки начинается во времена Древней Руси, когда впервые сражаются Соловей-разбойник (Никита Ефремов) и богатырь Илья Муромец (Владимир Любимцев). Закончить смертельную схватку им предстоит в наши дни. С помощью эликсира бессмертия Разбойник прекрасно пережил века, а тут в северных льдах нашли и обледеневшего Муромца с волшебным стальным сердцем, которое вернуло к жизни богатыря. Новая битва произойдёт на школьной "Робоарене", где герои будут драться в костюмах роботов.
На арене сражаться предстоит не только Соловью и Муромцу, будут тут и Лихо Одноглазое, и Жар-птица, и Паук, и Змей Горыныч.
– Вначале планировали сделать в полный размер 6 роботов, но в итоге Змея Горыныча решено было создать полностью компьютерной графикой, – рассказал Metro Александр Стеценко, руководитель компании "Русские каскадёры", специалисты которой занимались созданием трюкового реквизита, костюмов и постановкой всех трюков в картине. – Пытаясь придумать костюм Горыныча, мы вначале из коробок сделали тестовый вариант Змея. Чтобы управлять такой змеёй, нужно было 12 кукловодов. Походило это на управление праздничным китайским драконом. Но с точки зрения съёмочного процесса такой вариант был проблематичен и дороговат. Ведь потом всех кукловодов нужно было затирать в кадре. В итоге решено было сделать робота компьютерным. Но для Змея Горыныча мы делали голову, чтобы потом в сцене победы над ним можно было отбросить голову поверженного дракона.
По словам нашего собеседника, придумывали образы, опираясь на иллюстрации классических былин и русских народных сказок. Целая группа художников и бутафоров продумывала каждую деталь, но учитывали и тот факт, что по сюжету роботов придумывают дети.
– Каждый робот – это разработка какой-то отдельной школы. Поэтому мы пытались придумать, как бы это могли увидеть дети. Отрисованные эскизы мы показывали ребятам разного возраста и интересовались, нравится – не нравится и что бы они здесь добавили, – говорит Александр Стеценко.
Каждый образ был по-своему уникальный. В каждом костюме до 15–20 деталей и много составных частей. Вес костюмов варьировался от 18 до 30 кг.
В робокостюме Соловья спрятаны ходули

По словам нашего собеседника, это самый большой костюм робота, который изготовили для фильма, – почти 2,7 метра. Для съёмок в этом костюме нужно было прибегать к системе ходулей.

– Соловей – самый большой и самый тяжёлый робот. На ходулях ходили во время битв каскадёры, но актёру Никите Ефремову тоже пришлось сниматься, передвигаясь в костюме на ходулях, но его, конечно, в такие моменты съёмок брали на страховку, – уточняет Александр.
Робот Муромца был самый плечистый

Главное отличие этого костюма – огромные плечи.
– Нужно было сформировать систему плеч, чтобы они были не только большими, но и работали, чтобы герой мог драться мечом богатырским. По плечам робот был в ширину 1,3 метра, и нужно было, чтобы при этом всё было подвижное, – рассказывает Александр Стеценко. – Шлем Муромца создали в трёх экземплярах. Один красивый, где проработаны все мельчайшие детали, – для крупных планов, второй – со встроенным боксёрским шлемом, для боёв. Чтобы можно было принимать удары в голову, а Муромцу пришлось огромное количество ударов по голове получить. И был шлем, который сжигали в сцене битвы с Жар-птицей.

Сцены, когда роботы дрались в шлемах, – это всё работа каскадёров. Но когда надо было снимать без шлемов, актёрам приходилось надевать эти громоздкие робокостюмы и по 5–6 часов сниматься в них. Александр Стеценко
Жар-птица с горящими крыльями

– Придумывая этого робота, мы сразу отказались от компьютерной графики, решили, что крылья должны гореть по-настоящему. Поэтому в костюме была предусмотрена система подачи газа, а весь костюм выполнялся из огнеупорных материалов, – рассказывает разработчик роботов. – Крылья горели с большим жаром, и при этом каскадёр внутри должен был сражаться. Каскадёром, кстати, была девушка, ведь это женский образ, а с парнем-каскадёром внутри пропадала девичья эстетика. Девочке для этой роли пришлось почти полгода тренироваться с акцентом на плечевой пояс, чтобы выдержать нагрузку тяжёлых крыльев.
У робота Паука были невидимые ноги

Этот костюм робопаука надевал каскадёр. Его ноги на синем экране потом затирались в кадре, и зрители в итоге увидят только четыре лапы, которыми на съёмочной площадке управляли кукловоды.
Лихо Одноглазое рассыпалось на искры

Меньше всего сложностей, по словам нашего собеседника, вызвал костюм робота Лиха Одноглазого.
– У него под замену на компьютерную графику шёл почти весь торс. Поэтому это был автономно самый лёгкий костюм, – говорит Александр Стеценко.
Все костюмы создавались из современных материалов, многослойных, многопрокладочных, которые при всей своей жёсткости были мягкие. Эти костюмы отличает сложная система креплений к телу. Под костюмом робота находился спецкостюм с крепежами, подвесами, замочками, и к ним крепились отдельные части робота. Больше всего было потрачено времени на системы перемещения суставов в робокостюмах, чтобы в кадре движения героев были плавными, говорит Стеценко.
– По истории все костюмы у нас металлические, и поэтому мы решили, что при каждом ударе должны лететь искры. Пиротехнические "искры" ставились поверх костюма, в момент удара пультом их запускали, – поясняет руководитель "Русских каскадёров". – Из-за пиротехники костюмы сразу покрывались грязью. Поэтому практически после каждого дня съёмок приходилось реставрировать костюм. Художники всю ночь сидели и красили, готовили костюмы к новому дню съёмок.