В итальянской Болонье падает башня Гаризенда. Но никто не знает, когда она упадёт

Metro обсудило с экспертом феномен "падающих башен" и узнало, можно ли рассчитать "срок падения" здания
В итальянской Болонье падает башня Гаризенда. Но никто не знает, когда она упадёт
Trabantos/Shutterstock
Башня Гаризенда слева, башня Азинелли – справа.

Башня проигравшей семьи

Сколько "падающих" башен вы знаете? Надеемся, что как минимум две – Пизанскую, которая находится в Италии, и нашу, российскую, башню Сююмбике в Казанском кремле. Впрочем, на самом деле "падающих" башен – тех, что накренились в силу разных причин и, кажется, вот-вот упадут, – гораздо больше. По меньшей мере полсотни. 

Все они рано или поздно действительно могут упасть, потому что законы физики никто не отменял. И это тревожит как властей города, где может случиться историческая катастрофа, так и местных жителей, на чьи головы всё это может упасть – и тогда катастрофа станет ещё масштабней. На этот раз забеспокоились по поводу "падающей" башни в итальянском городе Болонья. В конце октября журналисты местной газеты Il Resto del Carlino написали, что легендарная башня Гаризенда, визитная карточка города, может вот-вот рухнуть. Репортёрам, в свою очередь, об этом сообщили учёные Болонского университета, которые заметили "необычное усиление раскачивания сооружения". Беспокойство репортёров не прошло даром: городская администрация созвала специалистов, которые занимаются сейчас изучением вопроса, а проблема вышла за пределы исключительно Италии – и вот на днях на неё обратили внимание на Западе.

Цифра
4
градуса – уровень наклона башни Гаризенда.

Строительство башни Гаризенда началось в 1119 году. По преданию, она была возведена для Оддо и Филиппо Гаризенди. Первоначально её высота составляла около 60 м, но из-за просевшей в XIV веке почвы её пришлось укоротить до 48 метров. 

Гаризенду невозможно представить без её вечной спутницы-конкурентки – башни Азинелли, которая тоже "падает", но не так скоропостижно. Эту башню начали строить на 10 лет раньше, в 1109 году. Её высота составляет 97,2 метра. Опять же по легенде, возвёл её нищий юноша по прозвищу Азинелли (asino – "осёл" в переводе с итальянского), который влюбился в дочь богача, а тот пообещал отдать её замуж только за человека, способного построить самую высокую башню в городе. Башня была возведена, молодые сыграли свадьбу, но семья по фамилии Гаризенди решила, что им необходимо построить башню выше существующей, чтобы подтвердить свой высокий социальный статус. Но ничего не получилось. Более того, спустя 9 веков она может и вовсе рухнуть.

Башня Гаризенда слева, башня Азинелли – справа.
Shutterstock
Башня Гаризенда слева, башня Азинелли – справа.

Почему падают башни?

Как рассказал Metro Максим Липленко, кандидат технических наук, член Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению (РОМГГИФ), крен у башни Гаризенда стал проявляться практически сразу после строительства. 

– Вероятной причиной, скорее всего, является неоднородность грунтов. Они не обладают достаточной прочностью и устойчивостью. Как показали исследования коллег Болонского университета, основанием служат ползучие алеврито-глинистые грунты и глинистые илы с низким и средним содержанием песка, – говорит эксперт. – Учитывая эти особенности и длительные нагрузки, крен башни Гаризенда, который вот уже более 900 лет нарастает, не является чем-то необычным.

Вдобавок, подчёркивает специалист, была разрушена нижняя часть башни – цоколь. Во время пожаров в конце XIV и XVII веков эта часть подверглась сильному температурному воздействию. Внесли свою "лепту" кузницы, когда-то располагавшиеся в башне, и высокий уровень влажности. Из-за всех этих факторов селенитовые блоки цоколя (селенит – разновидность гипса, имеет красивый шелковистый блеск) вместо первоначальной толщины в 50–60 см теперь имеют толщину около 20 см. Особенно заметны эти изменения на восточной стене башни, которая как раз и держит силу "наклона" – и оттого может рухнуть в любой момент. 

Или не в любой? Можно ли вообще рассчитать, когда рухнет башня?

– Если коротко, то определить "срок падения" невозможно никак, – объясняет Максим Липленко. – Не существует какой-то единой методики расчёта. Отклонение башенных конструкций от вертикали – то есть крен – может происходить по разным причинам, и каждый случай уникален. 

Пизанская башня в Италии, за которой пристально следят специалисты ЮНЕСКО.
Shutterstock
Пизанская башня в Италии, за которой пристально следят специалисты ЮНЕСКО.

Иными словами, причин, почему здание кренится, огромное множество, от особенностей грунта до неравномерной нагрузки на фундамент и разрушения отдельных элементов. Если все эти факторы верно учесть, то можно рассчитать, сколько зданием ещё можно пользоваться. Вот, к примеру, подниматься на башню Гаризенда уже давно нельзя, а на башню-соседку пока можно. Но власти города сейчас думают о том, чтобы запретить подъёмы и на Азинелли.

Эксперт отмечает, что для памятников архитектуры, как правило, назначается программа мониторинга. И часто многое решает "медийность" и узнаваемость той или иной башни. К примеру, за самой разрекламированной падающей башней, Пизанской, беспрерывно наблюдает ЮНЕСКО и фиксирует отклонения конструкции. Но ждёт ли такая же судьба башни в Болонье? Покажет время.