
Живописные ландшафты завода "Экотехпром" открывает гора стиральных машинок: только приехавшие или уже изрядно помятые, они на несколько метров возвышаются над снующими рабочими. У подножия работает манипулятор – не язвительный человек, знающий парочку психологических приёмов, а большая жёлтая машина, захватывающая килограммы металла и выкладывающая их на ленту. Машинкам суждено отправиться в шредер, специальный измельчитель, но жалеть их совсем не стоит.
– В среднем за год в Москве собирают 313 тысяч тонн электронных отходов. Из них, по статистике, только 15% собирается и вовлекается в повторный оборот, – рассказывает Тимур Давлеткужин, генеральный директор компаний "Экотехпром" и "Экопласт". – Наша задача – собрать с рынка максимальное количество сырья. Не должны телефоны, батарейки и лампочки попадать на полигон.
Всё вышеперечисленное оказывается на предприятии в том числе благодаря "Экоточкам Москвы" – проекту Департамента природопользования по сбору ненужных вещей. Но иногда выброшенное – это не обычный электронный хлам, а настоящие музейные экспонаты. К ним тут так и относятся: в отдельной части завода стоит стеллаж, полный раритета. Старинные утюги, коллекция мобильных телефонов, маленькие выпуклые телевизорчики, игровые приставки начала нулевых и деревянное радио, что называется, из "эпохи неолита". По словам сотрудников, переработать их "рука не поднимается".

Но вернёмся к машинкам – после шредера их ждёт сепаратор. Гудящая машина должна отделить зёрна от плевел, а металл от пластика, причём делается это не в один заход.
– Принцип работы сепараторов основан на разных свойствах материалов, – проводит экскурсию руководитель отдела экологии Анастасия Полякова. – Магнитный, воздушный, индукционный и оптический сепараторы распределяют фракции по отдельным ёмкостям.
Весь отсеянный пластик отправляется на следующее предприятие – завод "Экопласт" в особой экономической зоне "Технополис Москва". Очистка, измельчение, сортировка, плавление, и вот он, итог работы – крошечные гранулы цилиндрической формы. Именно из них в дальнейшем производят детали для салонов автомобилей, цветочные горшки, канцелярию, вешалки и многое другое.

– Сделать можно любое неответственное изделие, такое, у которого нет непосредственного влияния на жизнь человека, – объясняет начальник лаборатории Алексей Храмухин. – Например, при производстве пищевой продукции и детских игрушек вторичную продукцию использовать нельзя.
Так, пройдя большой путь, задействующий массу людей и механизмов, кусочек вашей старой стиралки может оказаться в чьей-то вазе с цветами. Не только буддисты верят в реинкарнацию – экологи вместе с ними.
Читайте также: Одежду москвичей ждут переработка, обновление и вторая жизнь