В Новой Третьяковке открылась выставка к 150-летию самого загадочного художника

Для многих окажется откровением, что Николай Рерих не только воспевал Восток, но и погружался в историю Древней Руси
В Новой Третьяковке открылась выставка к 150-летию самого загадочного художника
Рудольф Кучеров / @РИА "Новости"
Николай Рерих (1874-1947) в своей мастерской в Изваре. Репродукция фотографии. Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре (Ленинградская область).

Сама экспозиция разделена на две части: древнерусскую и восточную. Это отразилось на пространственном решении зала.

Архитектор экспозиции Евгений Асс объясняет: зал с работами на тему Древней Руси выполнен в форме прямоугольной шкатулки, а Восточный — в форме круглой. Это отражает различия в философии двух разных культур и миров.

Настоящей сенсацией выставки стал театральный занавес, выполненный художником в 1908 году по заказу Сергея Дягилева для балета "Половецкие пляски", который ставился в Париже. Огромное полотно общей площадью в 230 квадратных метров отреставрировали к выставке за 4 месяца, и это был первый этап сложных и дорогостоящих работ.

— Занавес сильно обветшал, — рассказывает художник-реставратор Александра Орловская. — Ведь по самым скромным подсчётам, этот спектакль шёл более двух тысяч раз! И, конечно, удивительно, что он сохранился до нашего времени.

Ещё одно открытие для зрителей — иконостас, созданный Рерихом для одного из частных пермских храмов. Интересно, что у Рериха в любой работе есть "говорящие" детали. На иконостасе один из ангелов показан без нимба. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния.

И, наконец, третья, не менее удивительная работа, приковавшая к себе взгляды зрителей, — "Сокровище ангелов". Художник создал её в 1905 году, обратившись к теме перехода от язычества к христианству.

О чём рассказывает картина "Сокровище Ангелов"
Инфографика – Андрей Казаков, фото – Александр Курковский
О чём рассказывает картина "Сокровище Ангелов"

В пояснении к этой работе Рерих писал: "... Ангелы стерегут драгоценный крае-угольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло". Сам Рерих считал, что его фамилия происходит от скандинавского имени Рюрик, поэтому неудивительно, что за прототип камня он взял Еллингский камень — глыбу высотой 2,5 метра с рунами викингов. Камень на его картине тоже украшен руническим узором, но он несёт в себе иной смысл — христианское понимание человеческого бытия.