
Когда в XIX веке этот лаконичный стул появился в домах по всей Европе — от скромных квартир до роскошных особняков, — мало кто догадывался, что он станет символом демократичного дизайна. Сегодня о нём говорят с тем же восхищением, с каким современные дизайнеры обсуждают иконы минимализма.
– Стул, который можно было встретить в XIX–XX веках в каждом доме — начиная от бедных семей и заканчивая особняками — подобен мебели скандинавского дизайна в наше время, — отмечает дизайнер интерьеров и сооснователь бюро дизайна и комплектации Set Bureau Елена Безрученко.
И действительно, венский стул Михаэля Тонета — это пример того, как простая идея может изменить всю мебельную индустрию.
Как всё началось
До 1830 года мебель выглядела внушительно — массивные конструкции, тяжёлые формы, сложная отделка. Всё изменилось, когда немецкий мастер Михаэль Тонет начал эксперименты с гнутым деревом. К 1840 году он представил свой первый стул, лёгкий и изящный, с плавными линиями — тот самый, что позже назовут венским.
Через несколько лет Тонет вместе с сыновьями основал фирму "Братья Тонет", которая работает и сегодня. Их технология произвела революцию: вместо цельных деталей мастер использовал многослойную фанеру, гнул её по шаблону и создавал сразу несколько одинаковых элементов. Так родилось первое серийное производство мебели.
Благодаря рациональному расходу материалов и простоте сборки мебель Тонета стала доступнее.
– Стул состоял из круглого сиденья, гнутой спинки с задними ножками, двух передних ножек и кольца, соединяющего конструкцию. Всё крепилось шурупами друг к другу — и готово! — рассказывает эксперт.

От Вены до императорского двора
Путь к успеху оказался непростым. Михаэль Тонет много участвовал в промышленных выставках, и именно там его заметил канцлер Австрии князь Клеменс фон Меттерних, предложивший мастеру переехать и открыть производство в Вене.
Патент на свои изделия Тонет получил только со второго раза, скопив к этому времени приличное количество долгов, с которыми не смог рассчитаться. Это привело к конфискации огромной партии мебели, которая предназначалась для императорского двора во Франкфурте. Но уже вскоре его изделия стали символом изысканного вкуса.
Стул № 14 — мебельная революция
Настоящая слава пришла с выпуском модели № 14. Простой, лёгкий, но невероятно прочный стул стал первым продуктом, продаваемым по каталогу. Его можно было разобрать, упаковать в ящик и собрать без особых усилий.
Так венская мебель начала путешествовать по миру — из Австрии в Российскую Империю, где быстро завоевала любовь публики. Производство открылось в Новорадомске. Торговые магазины, где был представлен полный ассортимент мебели, располагались в Петербурге, Москве, Одессе. В столице венская мебель продавалась на Кузнецком Мосту, а в Петербурге магазин "Братьев Тонет" стоял на углу Невского проспекта и Большой Морской.
Конкуренция и развитие
Когда закончился срок действия патентов, появились первые конкуренты — среди них российская фирма "Войцехов" и австрийская "Яков и Иосиф Кон". Последние быстро адаптировались к рынку, расширили ассортимент и даже обошли "Братьев Тонет" по количеству моделей.
Но конкуренция лишь подстегнула компанию. Каждая деталь стула стала вариативной: можно было выбрать форму спинки, рисунок на сиденье и оттенок дерева — от натурального бука до глубокого чёрного.

Вневременная классика
– Уникальность венской мебели — в прочности, что позволило дожить ей до наших дней, и в дизайне, который актуален и в современных интерьерах, — подчёркивает дизайнер интерьеров.
И действительно, спустя почти два века "тонетовские" стулья продолжают вдохновлять дизайнеров по всему миру. Их силуэт мгновенно узнаваем, а изящная простота — тот самый универсальный код, который делает венский стул органичным и в исторических интерьерах, и в современных лофтах.
С новой волной интереса к винтажу и устойчивому дизайну легендарная мебель снова на пике популярности — как символ настоящего мастерства и вечной красоты.
Вдохновение
Сегодня венский стул легко вписывается в самые разные интерьеры. Его можно увидеть в современных кухнях-гостиных рядом с мрамором, в минималистичных скандинавских пространствах — у письменного стола из светлого дуба, или в эклектичных интерьерах с винтажными акцентами.
В новых проектах дизайнеры часто окрашивают классику в глубокие оттенки — графитовый, оливковый, изумрудный, или, наоборот, оставляют природную текстуру бука. Венский стул остаётся тем самым элементом, который добавляет интерьеру лёгкости, ритма и истории — вне времени и трендов.