Во время ремонта Театра эстрады обнаружили, что его ступеньки сделаны из кладбищенских плит

25 октября после долгой реконструкции откроется Театр эстрады. Журналист Metro побывала в обновлённом здании, являющемся частью легендарного Дома на набережной
Во время ремонта Театра эстрады обнаружили, что его ступеньки сделаны из кладбищенских плит
Александр Курковский / Metro
Фасад Театра эстрады.

Знакомство с обновлённым театром началось с экскурсии, которую для Metro провела заместитель художественного руководителя Карина Захарова. 

Хрупкий монолит 

– Изначально мы думали, что ремонт будет скорее косметическим – поменяем кресла, покрасим стены, поменяем оборудование, – признаётся Карина, то и дело отвлекаясь на телефонные звонки и решая оперативные вопросы по ещё активно идущим работам. – Но когда уже после начала ремонтных работ провели дополнительное исследование – ахнули. Буквально ткнули в стены, оказалось, там труха.

Театру пришлось полностью менять всё, что казалось сделанным на века, – опоры, колонны, перекрытия. Входные колонны перекладывали, потому что внутри была сгнившая арматура. Портик при входе в театр был в аварийном состоянии – в любой момент могло что-то тяжёлое от него отвалиться прямо на головы зрителей.   

– Всё было в ужасном состоянии, потому что с 1932 года не проводили капитального ремонта, – продолжает зам. худрука. – Это был один из первых в СССР монолитных домов, проект Бориса Иофана. Делали каркас железобетонный, туда заливался цемент. Но представьте СССР в 1930-е годы. Какой цемент тогда мог быть? Страна нищая, в стройматериалы совали всё что можно – тряпки, щепки. И всё это 90 лет гнило. 

Жуткие ступеньки 

Ещё одно неприятное открытие ждало руководство театра, когда во время ремонта набережной обнаружилась страшная история ступенек, ведущих к зданию.

– Оказалось, что это были плиты с соседнего кладбища – с именами, датами жизни. Представляете, мы годами ходили по могильным плитам... 

Теперь, конечно, всё заменили. Плиты пронумеровали, перевезли.

Особая гордость 

В театре практически не осталось элементов исторического интерьера, за исключением огромного панно над сценой.

– Кажется, что это мозаика, но на самом деле это особый вид живописи, – объясняет Карина Захарова. – Сейчас картинка яркая, а была в жутком состоянии.

Находки 

Во время реконструкции было сделано несколько настоящих открытий. Оказалось, что (наверное, из-за холода) многие окна были долгое время забиты. 

– Щитами их забивали, сверху клалась штукатурка, и на месте окон возникали стены, – рассказывает Карина. – Мы заново их открыли, и теперь здание приняло свой прежний вид. Обилие окон, восстановились линии, присущие конструктивизму. 

Соседство

В ответ на вопрос о мистической атмосфере здания Карина признаётся, что подолгу находиться тут достаточно тяжело. 

– В Доме на набережной до сих пор живут потомки репрессированных. Мы во время ремонта находили потайные коридоры, ходы в жилые подъезды, возможно, из них вывозили людей...    Ну и в целом быть частью жилого дома означает большие сложности. К счастью, жители выдержали нашу стройку, теперь будем водить их на спектакли – надо дружить в любом случае. 

4 вопроса к худруку

Геннадий Хазанов.
Александр Курковский / Metro
Геннадий Хазанов.

Геннадий Хазанов: "Будем оправдывать название театра"

Я правильно понимаю, что целью реконструкции было обновление исторического интерьера? Никаких радикальных изменений я не заметила.

– Да, правильно. Мы не хотели ничего переделывать. Это прекрасное здание, зал – один из лучших в Европе. Это не моё мнение, так сказал человек, который хорошо разбирается в вопросе. Правда, зал у нас не театральный, а концертный. Потому что изначально это здание строилось как кинотеатр. Знаете, в 1961 году Олег Николаевич Ефремов вместе с министром культуры Екатериной Фурцевой, отсматривая площадки для расположения театра "Современник", приехал и сюда – тогда тут был клуб Совета министров СССР. Ефремов посмотрел здание и сказал: "Нет, в этом сарае театр играть не может". Ему показалось это сараем...

Сейчас это точно не сарай. Но кажется, что попадаешь в другое время – настолько точно сохранён стиль в интерьере. 

– И это прекрасно. Когда я сегодня вхожу в залы, построенные до Великой Октябрьской социалистической революции, – Большого, Малого театров, Театра оперетты, – я прихожу в восторг. Ощущение, что, заходя в них, люди уже поднимаются на ступеньку выше своего обычного существования. 

Когда я готовилась к интервью, фантазировала, что мы пойдём в ваш кабинет. А кабинеты худруков – обычно настоящие музеи... 

– Я вам скажу честно: я в этом кабинете никогда подолгу не нахожусь. Я не кабинетное животное. Совсем. Тем более что пять с лишним лет театр был закрыт и у меня не было кабинета. Но я и не люблю, моё место – сцена. Я ведь вообще не чиновник. Мне это скучно и совсем неинтересно. Но если это является подспорьем для творчества, тогда годится. Став руководителем, я никогда трона под собой не чувствовал.

После такого долгого перерыва, наверное, сложно было выбрать спектакль для открытия?

– Мне кажется, что мюзикл "Между двух миров" – отличный вариант для открытия. Он отражает характер нашего репертуара. Прекрасная пьеса, музыка Александра Журбина, замечательные артисты. 

В целом – если мне Господь даст ещё сил и времени, – я хотел бы увести наш театр от жёсткого пребывания в драматическом пространстве. У нас в Москве очень много театров, такого количества нет, по-моему, нигде в мире. Поэтому мы будем стараться приближаться к оправданию эклектичного названия театра – "эстрады". Станем платформой, как сейчас модно говорить, для креативных проектов.  

Даже если у нас и будут идти драматические спектакли, то они будут связаны с миром концертной деятельности. Будут танцевальные, музыкальные шоу, репертуар уже расписан до конца следующего года. 

Театр эстрады в кадре

Фасад

Фасад театра.
Александр Курковский / Metro
Фасад театра.

Привычный вид театра как будто остался в первозданном виде, но на самом деле все колонны и ступени были заменены на новые, более прочные.

Панно

Один из символов театра.
Александр Курковский / Metro
Один из символов театра.

За восстановление знаменитого панно команда реставраторов получила награду на конкурсе "Московская реставрация". Реставрация длилась около полугода.

Купол

Купол театра.
Александр Курковский / Metro
Купол театра.

Потолок напротив входа в здание театра раньше был просто белым. Но реставраторы обнаружили под краской вот такую ажурную красоту.

Легенды

Легенды.
Александр Курковский / Metro
Легенды.

Постеров с фотографиями артистов в коридорах стало значительно меньше, вместо 130 – 30. Геннадий Хазанов распорядился оставить только изображения народных артистов СССР. Не пожалел даже постер с собственным изображением. 

Зал

Зрительный зал.
Александр Курковский / Metro
Зрительный зал.

Изначально созданный как концертный, он был адаптирован под современную универсальную площадку. Подняли уровень задних рядов, сменили всю техническую часть, автоматизировали свет, звук. 

Артефакт

Старинное фортепиано 18-го века.
Александр Курковский / Metro
Старинное фортепиано 18-го века.

Ещё одна реликвия театра, чудом сохранившаяся, – старинное фортепиано 18-го века. Кто на нём играл, неизвестно, но можно много всего нафантазировать.