Вперёд за звездой кочевой: стать скифской принцессой можно за полминуты

Обозреватель Metro узнала на выставке "Дикое поле. В вечном движении", как собрать юрту, и подбросила дровишек в костёр
Вперёд за звездой кочевой: стать скифской принцессой можно за полминуты
Кирилл Каллиников / @РИА Новости
Юрта пролежала в запасниках ГИМа 65 лет.

Прямо на краю Красной площади, в Музее Отечественной войны 1812 года, стоит огромная юрта. В 1959 году экспедиция Исторического музея приобрела её у туркменской семьи, и сейчас впервые, спустя 65 лет, её достали из фондов, собрали и показывают широкой публике. 

– Владельцы юрты, в свою очередь, купили её в 1916 году у других хозяев, – рассказывает Metro Александра Лоскутова, научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея. – Мы провели анализ и выяснили, что самая старая часть юрты – дверь из тополя, которая относится к XIX веку. 

Вокруг двери строится вся юрта.
Кирилл Каллиников / @РИА Новости
Вокруг двери строится вся юрта.

Юрта начинается именно с дверного проёма: при её сборе сначала устанавливают порог, притолоку и дверь, затем вокруг них ставят каркас из ивовых прутьев, его стягивают верёвками (они на выставке тоже старинные), а потом покрывают кошмами (войлочными коврами) и циновками. Палатку я ставить не умею, а вот юрту теперь, видимо, точно соберу.

Юрта – всего лишь один, хотя и самый масштабный, из десятков экспонатов выставки в Историческом музее, раскрывающей актуальную сегодня тему евразийства. Организаторы вынесли в название экспозиции понятие "дикое поле", к которому географически относилась область причерноморских и приазовских степей по обе стороны Днепра, и расширили его до метафоры, показывающей историю взаимодействия оседлого и кочевого населения на территории нашей страны.

– Наша выставка о России, – говорит Metro Наталья Шишлина, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела археологических памятников Исторического музея. – Мы хотели, чтобы наш посетитель почувствовал, что и в нём есть капелька кочевой крови, и понял, что такое евразийская идентичность русского человека.

В Историческом музее решили развеять мифы о кочевых народах – например, об их культурной бедности и технологической отсталости. Мало кто знает, что именно кочевники изобрели седло, стремена, сапоги и даже брюки. Показанные на выставке кое-какие образцы этих предметов способны потрясти самое зашоренное воображение – например, золотая обкладка от царского скифского колчана и золотые ножны второй половины IV века до нашей эры из Ростовского областного музея краеведения. На их сияние сбегаются буквально все посетители. Богатый рисунок изображает явно античные греческие сюжеты.

Золотая обкладка скифского колчана с изображением мифа об Ахилле.
Наталья Бабахина
Золотая обкладка скифского колчана с изображением мифа об Ахилле.

– Сделаны они из тонкой золотой пластины, – поясняет Metro Галина Куликова, директор Ростовского областного музея краеведения. – Рисунок на колчане рассказывает о жизни Ахиллеса от рождения до смерти, а на ножнах – эпизод Троянской войны: греки сражаются с варварами в том самом диком поле. 

Эти предметы – свидетельства того, как кочевники интегрировали в свою культуру достижения оседлых цивилизаций. Они перенимали все их новшества, любили красивые одежды и роскошное оружие. Многие вожди степных культур получали высокое положение при дворе в крупных государствах, их дочери становились жёнами князей и королей, а воины-кочевники пополняли армии Византии, Руси, а позже России. 

Для того чтобы разобраться, кем были кочевники в истории нашей страны, организаторы выставки собрали археологические памятники, украшения, оружие, доспехи, одежду, предметы быта кочевых племён, населявших территории Северной Евразии с III тыс. до н. э., гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII — начала XXI в. из различных музейных и частных собраний нашей страны.

– Мы раскрываем кочевничество не как отжившее явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но и как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку, – говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.

Обозреватель Metro стала скифской принцессой.
Наталья Бабахина
Обозреватель Metro стала скифской принцессой.

Желание организаторов, чтобы каждый посетитель почувствовал себя кочевником, оказалось не пустыми словами. В конце экспозиции социальная сеть LOOKY организовала для этого целый зал. На входе тебя фотографируют, и через несколько мгновений из принтера выползает твоё фото в образе кочевника: я оказалась скифской принцессой, а за моей спиной была та самая юрта, которую я научилась собирать в начале экспозиции. Дальше – больше: надеваешь VR-очки – и вот она, мечта усталого кочевника – просторная юрта с огнём посередине, в который своей виртуальной рукой можно подбросить дровишек и внезапно почувствовать тепло. Быть кочевником – значит быть всем: путешественником, воином, вельможей, жить в юрте и во дворце, одним словом – не знать границ.