Выясняем, легко ли незрячим детям получить образование и устроиться на работу

Первый Всероссийский центр для одарённых слепых детей открылся в Москве. Metro побывало в центре и узнало, чем увлекаются ребята, и как им даётся учёба
Выясняем, легко ли незрячим детям получить образование и устроиться на работу
Vasil Kuzmichonak
Семиклассники читают пальцами – по учебникам со шрифтом Брайля.

На стене в классе – обычные сентябрьские плакаты: «С Днём знаний!», «Успехов в учёбе!», «С 1 сентября!». Впрочем, не совсем обычные. В углу каждого – выпуклый тактильный шрифт, чтобы ту же надпись можно было прочитать пальцами. А вот остальные атрибуты школьного сентября – кленовые листья, цветы и шарики – местные ученики не видят. Но они всё равно здесь есть. И должны быть.

– Ведь если в любом художественном тексте есть описание природы, вы его тоже не увидите глазами. Так и здесь – приходится делать тифлоперевод: мы описываем для ребят то, что видит зрячий человек, – говорит заместитель директора Ирина Хватова. – Пусть дети не видят этой яркости, но у них другие впечатления. И очень развитая эмоциональная сфера. Многие ребята любят музыку, пишут стихи, очень хорошо чувствуют природу.

Мы беседуем в школе-интернате No 1 для обучения и реабилитации слепых Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Именно здесь начал работу первый в России Центр для одарённых незрячих детей.

С алгеброй и геометрией дети справляются не хуже, чем дети в массовой школе. А иногда даже лучше. Они прекрасно держат в голове и уравнения, и положение фигур в пространстве.
Марина Холод, учитель математики

Учёбу в нём 1 сентября начали первые ребята из регионов – в седьмом «Ц» классе.

– Именно в возрасте 12–13 лет начинает закладываться базовый уровень знаний по информатике. В том числе знакомство с тифлотехникой, – объясняет Ирина Викторовна. – Это специальная техника, с помощью которой незрячие могут осваивать образовательный процесс.

Заглядываем на занятия по русскому языку. На первый взгляд – урок как урок. Но дети по очереди зачитывают текст, водя пальцами по страницам. И проговаривают каждый знак.

– Кипрей, тире, очень тёплый цветок, точка, – читает 13-летняя Вика.

Она приехала из Владивостока. Вика пишет стихи и восхищается Корнеем Чуковским.

– Он даже при отчислении из гимназии и при бесконечных гонениях сохранил тягу к развитию и при этом остался ребёнком в душе. Это очень сильный человек, – считает она.

Соседка Вики Мария – из Красногорска. В будущем она мечтает стать журналистом и делать репортажи. А пока Машу особенно радуют выходные: по субботам она вместе с одноклассниками выезжает на занятия в Центре социальной интеграции Дианы Гурцкая.

– Там проходят занятия по сценической речи. Я думаю, мне это поможет, – поясняет Мария.

Все эти ребята из разных городов прошли строгий отбор. Прежде всего, по академическим показателям, то есть успехам в учёбе. Их тестировали по математике, английскому и русскому.

– Здесь они должны получить качественные базовые знания, сдать ЕГЭ с высокими результатами, участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников. А потом поступить в лучшие вузы Москвы, закончить обучение и уже с полученной специализацией – хорошей, перспективной – найти работу, – так Ирина Викторовна обозначает цели создания центра.

– Основная специализация школы-интерната No 1 – гуманитарные дисциплины, поэтому наиболее часто выпускники выбирают профессии, связанные с филологией и лингвистикой.