Выставка "Театрократия. Екатерина II и опера" посвящена роли императрицы в становлении русского музыкального театра

Сама Екатерина II сочинила 6 опер.
Выставка "Театрократия. Екатерина II и опера" посвящена роли императрицы в становлении русского музыкального театра
Кирилл Зыков / Агентство «Москва»
Куратор выставки Анна Корндорф показывает театральную машину для имитации шума морского прибоя.
"Театр, – писала Екатерина II, – школа народная, и должен быть непременно под моим надзором. Я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу".

Государыня сама создавала нравоучительные комедии и комические оперы. Некоторые из них она первоначально сочиняла для своих внуков. Это были оперы-сказки. Одна из них – "Храбрый и смелый рыцарь Ахридеич" – повествует о царевиче Иване, который отправляется на поиски сестёр, исчезнувших во время прогулки в саду. В лесу он встречается с лешими, от которых получает шляпу-невидимку, сапоги-самоходы и скатерть-хлебосолку, и с Ягой-Бабой, живущей в избушке на курьих ножках. В конечном счёте он спасает сестёр и встречается с Царь-девицей. А завершается всё свадебным пиром.

Были среди опер и политические, например "Начальное управление Олега".

– Одно из любимых детищ Екатерины II – это Греческий проект, – рассказывает куратор выставки Анна Корндорф. – Это было желание воссоздать Византийскую империю со столицей в Константинополе. Освободить эти территории, отодвинуть Османскую империю от Чёрного моря и воссоздать Греческую империю. Одним из воплощений замысла стала пьеса о князе Олеге, где он идёт в Константинополь.

Императрица очень внимательно следила за подготовкой оперы.

– Когда ставили фрагмент "Олега" в древнем Киеве, она писала художнику: "Помните, что тогда ещё Киев был некрещёный, церквей и монастырей не было, так что крестов быть не может", – поясняет Анна.

Уже в то время в театре были спецэффекты: для имитации шума морского прибоя или шума дождя использовались специальные театральные машины.

– Внутри одной из них был горох, который при вращении барабана перекатывался и издавал звук, похожий на шум бьющихся о берег волн. А вот смертей на сцене не было.

– Как правило, оперы имели счастливый финал, – объясняет куратор. – Поскольку смерть на сцене считалась малоприличным зрелищем, о смерти героев только оповещали. Но к концу царствования Екатерины II всё изменилось.

Открытие выставки-фестиваля "Театрократия. Екатерина II и опера" в Большом дворце в музее-заповеднике "Царицыно".
Кирилл Зыков / Агентство «Москва»
Открытие выставки-фестиваля "Театрократия. Екатерина II и опера" в Большом дворце в музее-заповеднике "Царицыно".