Выставка "Железнодорожная модель" на ВДНХ объединяет и возвращает в прошлое

Репортёр Metro оценил главный экспонат, способный привести в восторг мальчишек всех возрастов – ж/д макет, занявший площадь больше 200 квадратных метров
Выставка "Железнодорожная модель" на ВДНХ объединяет и возвращает в прошлое
Елена Купцова
На открытие выставки приехали моделисты разных возрастов – от 14 до 68 лет.

У стены с надписью "Начало экспозиции" на рельсах стоит то ли дрезина, то ли карета с гусеничными колёсами. 

– Можно прокатиться? –обращаюсь к водителю.

– Без проблем.

Оказалось, это "дачный трамвай" – копия электровоза компании "Оренштейн и Коппел" 1911 года, которую несколько лет назад собрали петербуржцы – Александр Васильев и Вячеслав Иванов. Последний и был тем самым водителем.

Электровоз выполнен в масштабе 1:2 по отношению к оригиналу.
Елена Купцова
Электровоз выполнен в масштабе 1:2 по отношению к оригиналу.

Мы проезжаем 50 метров и попадаем в огромный выставочный зал.

– Спасибо, – поворачиваюсь к Вячеславу. – Здесь я, пожалуй, сойду.

Если в детстве вы мечтали об игрушечной железной дороге, то на моём месте смахнули бы слезу от ностальгии. Выставочное пространство практически полностью занято огромным макетом, на котором горят семафоры, поднимаются шлагбаумы и проезжают поезда. Всё выполнено максимально реалистично, правда, в масштабе один к ста восьмидесяти семи.

– Этот макет был собран из разных частей по системе "Мосмодуль", – объясняет директор по музейно-выставочной деятельности "Гаража особого назначения" Илья Сорокин. – Представьте: кто-то собирает железную дорогу на кухне, кто-то в клубе, кто-то в кружке. И ребята придумали сделать так, чтобы у них эти модули состыковывались очень точно и чётко. Я когда увидел, как это делается, был поражён: приезжают люди из разных городов, многие даже не знакомы, и всё у них собирается за 3–4 часа и работает... На мой взгляд, это грандиозно. Это как символ единения.

Объединила железная дорога 25 энтузиастов из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Перми и Ростова-на-Дону, которые приехали на выставку, чтобы руководить железнодорожными составами.

– У нас все обязанности распределены, – рассказывает преподаватель Лаборатории ж/д моделизма Московской детской железной дороги Олег Сергеев. – Есть машинисты, дежурные по станциям. Вань, возьми трубку и скажи: "14".

Дежурный по станции Ваня Бычков по телефону сообщает пароль. На другом конце зала трубку снимает его коллега, осведомлённый о скором прибытии поезда.

Олег Александрович одобрительно кивает и приглашает меня на мини-экскурсию по железной дороге:

Олег Сергеев показывает маленький горно-обогатительный комбинат репортёру Metro.
Елена Купцова
Олег Сергеев показывает маленький горно-обогатительный комбинат репортёру Metro.

– Здесь, например, стоит действующий горно-обогатительный комбинат, куда можно подавать составы на разгрузку угля, здесь круглосуточно работает тракторный завод...

 Он щёлкает по тумблеру спереди макета, и в здании включается свет. Через окна можно увидеть работающих сварщиков.

– Ничего себе! – восторгаюсь я. – Это сколько же вложено труда...

Олег Александрович улыбается:

– Это не работа... А великое объединяющее хобби.

Красота в деталях

Годы на макет 

Паровоз воссоздан с документальной точностью.
Елена Купцова
Паровоз воссоздан с документальной точностью.

На создание одной лишь  копии паровоза у моделиста может уйти до 10 лет, включая время на работу в архивах – с чертежами и документами.

Пыхтит, как самовар

Дым из трубы.
Елена Купцова
Дым из трубы.

У этого паровоза из трубы валит дым – прямо как у настоящего!

Взгляд с балкона

Станция Александрово.
Елена Купцова
Станция Александрово.

Если присмотреться, на балконе станции Александрово можно заметить одинокого машиниста.

Сквозь темноту

Ж/д тоннель.
Елена Купцова
Ж/д тоннель.

Через этот ж/д тоннель,  проложенный через рукотворный холм, регулярно следуют миниатюрные поезда.