
Даже не будучи столицей, Москва росла и развивалась: с 1701 по 1787 год население города увеличилось втрое — со 100 до 300 тысяч человек.
Город уверенно подтверждал свой статус экономического центра империи.
Свидетельства коронации и монеты

В классической археологии предметы XVIII века долго считались малоинтересными – слишком "молодыми", и только в XX веке их начали передавать в музейные фонды.
Экспонаты выставки собраны из находок, обнаруженных во время раскопок на территории Москвы в разное время. Медали, выпущенные к коронациям государей, кофейная чашечка чуть больше напёрстка с клеймом Петра II, медные и серебряные монеты, найденные в кладах в разное время.
Вещи архиепископа

Среди интересных экспонатов – предметы, принадлежащие архиепископу Никифору Феотоки. Панагия, крест, элемент декоративной оплётки гроба, часть переплёта личного Евангелия, слезница – всё это было найдено во время раскопок Некрополя в Даниловском монастыре.
Здесь же есть ведомость с расходами – интересно сравнить цены с современными и понять устройство монастырского быта. Но главное в этой части экспозиции – возможность узнать о личности Никифора Феотоки, который внёс свой вклад в историю русского православия.
– Это был уникальный человек, грек по происхождению, математик и физик. Он написал немало книг, но особый вклад внёс работой со старообрядцами. Будучи умным и дипломатичным человеком, он предпочёл с ними договориться, а не конфликтовать, – рассказал Metro Максим Моисеев, заведующий сектором Музея археологии Москвы.
Игрушки и чернильницы

В XVIII веке в России активно развивается просвещение, появляется новый подход к воспитанию детей. Печатается детская литература, распространяются новые игрушки, доступные многим, в обиходе становятся привычными предметы гигиены.
Два стенда экспозиции посвящены воспитанию: свистульки, книжки, чернильницы, памятки, предметы гардероба. Есть даже деревянная зубная щётка, странная палочка с дырками мало похожа на современные – этим и интересна.

– В России в это время – просто бум образования. Москва активно участвовала в этом процессе, – поясняет Максим Моисеев. –Появляются Славяно-греко-латинская академия и Московский университет, профессиональные школы математических и навигацких наук, артиллеристская, медицинская и инженерная. Это очень интересный и прогрессивный период.
Развлечения и привычки

Читать в XVIII веке становится модным, и появляется бульварная литература. Вот, например, карманная книжка "для приезжающих на зиму в Москву" – этакий шутливый путеводитель, лёгкое и незатейливое чтение для самого широкого круга, от старичков до игроков.
А перед тем как выйти из дома, многие "напомаживали" волосы бриолином, чтобы сохранить причёску. Помадные банки также имеются в экспозиции. И, конечно, люди обзаводятся привычками: трубки, табакерки, фрагменты бутылок. А на картинах – питейные заведения, расположенные в самом центре Москвы.
Сложно представить, но злачные места были прямо тут, на Манежной, и совсем не пустовали.
Быт москвичей

Оловянные стаканчики с причудливым узором, посуда отечественная из гжельской глины и зарубежный фарфор Гарднера, штофы и фрагменты шёлка. Все это богатство иллюстрирует потребительскую культуру той эпохи.
– В Москве была очень оживлённая торговля. Даже перенос столицы в Петербург это не изменил. Сюда свозили товары со всей России, на гравюрах вы можете увидеть торговые ряды на Красной площади, — рассказал Максим Моисеев.
Старинная гиря и чугунный безмен наглядно иллюстрировали его слова. Чайная баночка из Китая и нарядные тарелки подтверждали: быт был хорош. Москвичи XVIII века жили со вкусом и со смыслом.