Зачем Пушкину капустный пирог, а маленькому мальчику – дождь за окном

Об этом расскажет новый спектакль "Лёва" по рассказам Бориса Минаева в Российском академическом молодёжном театре
Зачем Пушкину капустный пирог, а маленькому мальчику – дождь за окном
РАМТ
Лёва и его любящие родители.

Куда приводит дождь

Лёва (Сергей Печёнкин) стоит у окна в подъезде своего дома, смотрит на дождь и вспоминает, как он в детстве так же любил здесь слушать шум дождя. Мимо пробегали соседи: Серёгин папа с арбузом под мышкой, который на несколько мгновений разделял интерес мальчика к явлениям природы, дядя Паша, выходивший на лестницу покурить, участковый врач Инна Алексеевна, безуспешно пытавшаяся привлечь к себе внимание дяди Паши, пенсионерка Маруся Ивановна и филолог дядя Жора с женой тётей Леной. И, конечно, родители Лёвы, которых он очень любил: папа, отвечавший на его вопросы словами "ерунда какая-то" и мама, которая, не в пример папе, давала на все вопросы сына подробные ответы. 

Действие разворачивается на Маленькой сцене РАМТ – действительно, настолько маленькой, что она и в самом деле соответствует своими размерами небольшой лестничной площадке с лифтом. Возможно, выбор сцены не случаен и обеспечивает необходимое в любом хорошем спектакле ощущение сопричастности: когда артисты говорят в зал – а таких эпизодов немало, – у зрителя неизбежно возникает чувство, что он тоже живёт в этом подъезде и хорошо знает этих стоящих на расстоянии вытянутой руки его жителей. 

Лёва заражает соседей интересом к дождю.
РАМТ
Лёва заражает соседей интересом к дождю.

Схватка за классика

Спектакль начинается с предсказуемого в жанре воспоминаний лирического настроения: мама (Нелли Уварова) рассказывает, как познакомилась с папой (Иван Воротняк), он вспоминает эпизоды из своего военного детства – как контуженный дембель Марик вылечил ему финкой флюс, а мыши сгрызли новые туфли сестры. Сложившееся к этой минуте на сцене актёрское трио из Лёвы и его родителей уверенно держит зрительское внимание и переключается с сентиментальной ноты в тот самый момент, когда зрители младшего возраста могут начать недоумевать от непонятной для них романтики поедания загадочного кушанья "тюря". Здесь на сцене появляется соседка-пенсионерка в пушистой розовой кофточке Маруся Ивановна (Татьяна Весёлкина), которой мама Лёвы поручила за ним присматривать в её отсутствие, и из лирической истории этот спектакль тут же превращается в искромётную комедию, от которой хохотали даже модные мужчины с завитыми усами в первом зрительском ряду. 

Апогея этот комизм достигает в эпизодах дня рождения соседа-филолога дяди Жоры (Андрей Бажин), где разгорается ранивший хозяина праздника до глубины души спор о том, мог ли такой гений, как Пушкин, есть на закуску капустный пирог. Культурная поначалу вечеринка заканчивается дракой, на руины которой является собственной персоной Пушкин в уморительном исполнении Дарьи Семёновой: комическая небрежность, с которой поэт скептически смотрит на книгу о себе и поглощает капустный пирог, способна примирить участников любого противостояния. 

Пушкин – единственный условный персонаж в этой лирической комедии: все герои архетипичны для любого жителя многоквартирного дома, в каждом из которых есть учёный-чудак, женщина-врач, добродушная пенсионерка, алкаш и любящая семья. И этот спектакль прежде всего о любви, которая по мере развития действия всё разрастается и разрастается, переливаясь через стены подъезда и сыгранные актёрами роли. Из маленького эпизода, в котором мальчик на лестнице просто смотрит в окно на дождь, выросла история о любви родителей к своему ребёнку и его вселенской тоске по ним, уже ушедшим, но продолжающим его греть своим теплом. И все, кто смеялся в самом начале, вытирают слёзы на словах: "Под фонарём пробежала кошка, быстрая, как жизнь".

Мама, Лёва и Маруся Ивановна.
РАМТ
Мама, Лёва и Маруся Ивановна.

 От Пушкина до участкового врача

Все артисты, кроме исполнителей ролей мамы, папы и Лёвы, играют в спектакле по 2–3 роли: кроме Пушкина, Дарья Семёнова виртуозно перевоплощается в одинокого участкового врача Инну Алексеевну и побиваемую нетрезвым супругом соседку Надю, а стремительно насмешившую зрителей Татьяну Весёлкину в роли Маруси Ивановны невозможно узнать в смехотворном наряде "жиртреста" тёти Лены, крикнувшей "Капустный пирог!" ровно в тот момент, когда её сценический супруг с чувством цитировал Пушкина. 

Досье:

Режиссёр и автор инсценировки: Рузанна Мовсесян
Художник: Мария Утробина
Художник по свету: Евгений Виноградов
Композитор: Давид Мовсесян
В ролях: Сергей Печёнкин, Нелли Уварова, Иван Воротняк, Татьяна Весёлкина, Андрей Бажин, Дарья Семёнова, Виталий Тимашков