Анастасия Ракова: Стандарт экстренной медицинской помощи отрабатывали лучшие практикующие врачи

Недавно Сергей Собянин рассказал о разработке в столице нового стандарта экстренной помощи. Деталями глобального проекта с Metro поделилась заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова
Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы.
пресс-служба соцблока правительства Москвы

Почему было принято решение разрабатывать новый стандарт, зачем он нужен? 

– Только представьте: в Москве больше 10 тысяч человек ежедневно нуждаются в экстренной медицинской помощи. В год это 4 миллиона вызовов. Более миллиона москвичей получают такую экстренную помощь в течение года. Что ещё важно, этот вид помощи требует максимальной концентрации, компетенции, скорости. Здесь любые промедления или оплошности будут стоить человеку жизни, поэтому 4 года назад было принято решение о строительстве сети новых скоропомощных центров на базе крупнейших многопрофильных городских клиник. 

В чём главная особенность этого нового стандарта? 

– Главное – всё. Это и новые центры, и новое наполнение медицинским оборудованием, но самое главное – это, конечно, те процессы и те стандарты оказания медицинской помощи, которые мы будем реализовывать в этих клиниках. Их отрабатывали наши лучшие врачи вместе со специалистами.

Практически все ситуации, которые встречаются в практике, разложили на элементы – административные и медицинские манипуляции. Осознали каждую из них, определили время, которое необходимо на их проведение, и вышли на алгоритмы оказания помощи, которые будут едиными во всех скоропомощных стационарах. На базе созданного в Сокольниках специального полигона те команды, которые мы создадим, до открытия корпусов ССК будут максимально отрабатывать все эти стандарты, превращая их в рутинную стандартизированную работу. 

Все новые скоропомощные комплексы будут одинаковыми? 

– Их проектировали одновременно. Они имеют одинаковые функциональные зоны и единую логистику. Для нас принципиально важно было решить две задачи – обеспечить правильную, эффективную, самую современную медицинскую логистику и создать комфортное помещение и для пациентов, и для их родственников. Поэтому пространства единые – единая функциональность, единая навигация, единые удобства. И единый стандарт оснащения – это более 10 тысяч единиц самого современного оборудования, которое мы уже купили в рамках контрактов жизненного цикла, и они ждут своей поставки. Город получает 60 ультрасовременных операционных. Многие из них уникальны для России. Эти стандарты, конечно, мы не придумывали сами. С одной стороны, брали всё лучшее, что есть в мире, с другой стороны, те проекты, которые были в наших клиниках, которые успешно себя зарекомендовали. 

Какие принципы лежат в основе новых стандартов? 

– Первое – принцип «врач к пациенту», когда пространство организовывается так, что все манипуляции, все врачи приходят к кровати пациента, а не пациент бегает по кабинетам. Этот принцип реализован в НИИ Склифосовского и прекрасно себя зарекомендовал. Поэтому он теперь как основа стандарта заложен во всех новых корпусах. Второе – это организация функционального пространства исходя из состояния пациента, так называемая система "Триаж", когда мы понимаем, какому пациенту и какая нужна помощь, и он без промедления доставляется в то пространство, где ему максимально эффективно окажут помощь. 

По большому счёту отработали  единый  алгоритм оказания скорой  медицинской  помощи.
Анастасия Ракова, вице-мэр

Какие цифровые сервисы будут представлены в новых комплексах? 

– Все наши достижения в цифровой сфере обязательно будут представлены в скоропомощных комплексах. Можно сказать, что мы сейчас можем создать полноценный цифровой госпиталь, опыт у нас такой есть. Это и стационарные компьютеры, это и планшеты для врачей и среднего медицинского персонала, это и дашборды, которые позволяют оценивать ситуацию внутри скоропомощного корпуса или ситуации по скорой, на которой прибыл пациент. Врачам будет доступна вся медицинская информация о пациенте 24/7, и, что самое главное, в информационную систему будут интегрированы данные скорой помощи, медицины катастроф, санавиации, поликлиник и стационаров. Ещё до приезда пациента врачи, которые будут его принимать, получат о нём всю информацию. Более того, мы обеспечиваем врачей системой цифрового помощника. Это аналог системы поддержки врачебных решений, который сейчас существует в поликлиниках. Как только будет ставиться предварительный диагноз, система сама будет подсказывать перечень обязательных и дополнительных исследований и манипуляций. По самым сложным случаям будет работать система оперативных онлайн-консультаций с дополненной реальностью с нашим специализированным центром, где будут работать самые высококвалифицированные специалисты.

К работе новых центров планируют подключить и социальные службы? 

– Да, действительно, одним из ноу-хау, нашей инновацией, является коллаборация здравоохранения с работниками социальных учреждений. Такая идея пришла в период COVID-19. В команду каждого скоропомощного госпиталя будут интегрированы социальные координаторы. Это работники Департамента соцзащиты, которые будут сопровождать пациента и родственников как во время поступления, так и во время нахождения в стационаре. Для большинства людей, которые попадают на скорой в больницу, – это неожиданная ситуация. А у кого-то дома остались животные, ребёнка надо забрать из детского сада или дети придут из школы домой, а дверь закрыта. Вот эти и другие вопросы будут решать социальные работники. В случае, если близких родственников нет – устраивать детей в специальные семейные центры на время, пока их родители будут лечиться, домашних животных – в приюты. Мы видим необходимость помощи при выписке. Это и сбор документов, и вызов такси. Но что ещё немаловажно – необходимо выстроить "бесшовный" переход для тех людей, кто после выписки уже, увы, не сможет вернуться к самостоятельной жизни. Части из них необходима социальная помощь на дому, часть уже изначально необходимо перевести в специализированные социальные учреждения. Некоторые люди возвращаются домой и тоже требуют определённого ухода и заботы, и надо обучить этому их родственников. Всеми этими вопросами ещё на стадии нахождения человека в медучреждении будут заниматься наши социальные работники. Плюс психологическая поддержка и родственников, и самих заболевших. Мы очень надеемся, что это позволит высвободить медицинский персонал от непрофильных функций и сконцентрироваться на оказании медицинской помощи.

Кто будет работать в новых центрах?

Требования к медикам выше стандартных. Объявлен набор 2000 сотрудников по 30 специальностям. Соискателям предстоит пройти сложный отбор.

Телефонное интервью – если соискатель подходит по формальным признакам.

Комплексная оценка в кадровом центре, которая включает три этапа: проверка теоретических знаний на компьютере, демонстрация профессиональных навыков и умений на симуляционном оборудовании и решение ситуационных задач из обычной клинической практики, но не всегда самых простых. 

Те, кто пройдёт и это испытание, попадут на собеседование с руководителем скоропомощного корпуса и смогут влиться  в команду.

Программы дополнительного обучения по более чем 70 направлениям. Учебные циклы будут включать как теоретические занятия, так и практические. Все практические навыки будут отрабатываться на тренировочном полигоне в Сокольниках. Обязательным условием будет глубокая подготовка по ИТ. Кандидаты будут заниматься soft skills, психологическими тренингами, организацией работы в команде и многими другими направлениями.