Биологический музей отмечает своё 100-летие и чествует купца Петра Щукина

В бывшей усадьбе Щукина расположен музей. Выставка “Сказочный терем в Грузинах” — о том, какой диковиной была усадьба при жизни её владельца
Биологический музей отмечает своё 100-летие и чествует купца Петра Щукина
Самые приметные здания на Малой Грузинской улице — бывшая усадьба купца Петра Щукина.
предоставлено Биологическим музеем имени К.А. Тимирязева

Кто в тереме живёт 

“Сказочный терем в Грузинах” — нетипичная выставка для Биологического музея. Она рассказывает не о "природных" экспонатах, а о здании, в котором он расположен, — самой приметной постройке на Малой Грузинской улице. 

Она действительно похожа на роскошный терем — с бриллиантовым рустом, как на фасаде Грановитой палаты Кремля, с окнами как на иллюстрациях к русским сказкам, с дивными воротами и крыльцом. В глубине двора — “терем” поменьше, с цветными изразцами и барельефом единорога. 

Музей отмечает своё 100-летие и воздаёт должное исторической усадьбе, в которой расположен. Эти здания хранят немало тайн, да и личность их бывшего владельца Петра Ивановича Щукина, купца, собирателя, мецената, достойна внимания. 

Музеем российских древностей Петра Щукина восхищались и за пределами Москвы — в своё время его здания были воспроизведены на почтовых открытках.
Музеем российских древностей Петра Щукина восхищались и за пределами Москвы — в своё время его здания были воспроизведены на почтовых открытках.
представлено Биологическим музеем имени К.А. Тимирязева

Найти десять отличий

На старых чёрно-белых фотографиях, составивших основу экспозиции, эти постройки опознаются моментально. 

— Внешне они очень хорошо сохранились: на фасадах не было покрасок, штукатурки. В Новом музее (это большой “терем”, выходящий на улицу, — Прим. ред.) сделали дополнительный вход, застеклили крыльцо, а двухэтажный зал с антресолями теперь разделён перекрытием, — рассказывает Metro Елена Михеечева, заведующая отделом ботаники, куратор выставки. — В Старом музее (это “терем” поменьше. — Прим. ред.) почти не осталось ничего от внутреннего убранства, росписей стен и потолка. Зато сохранились подлинная лестница с перилами, полы на первом и втором этажах, окна, металлические ставни, фурнитура.

И действительно, интерьеры “теремов” даже на чёрно-белых снимках поражают воображение. Вот фрагмент комнаты с лепниной и мебелью в стиле рококо: в ней всё сплошь увешано картинами. На другой фотографии стены и потолки особняка плотно покрыты вязью орнамента. А вот и зал с антресолью: внизу, вдоль стен — японские ширмы, восточные ткани, ковры, они же свисают и с перил, наверху рядами развешены картины в богатых рамах. 

На рубеже XIX—XX веков в этих зданиях был один из самых удивительных частных музеев своего времени — Музей российских древностей, носивший имя своего основателя Петра Ивановича Щукина (1853—1912). 

Самый большой особняк усадьбы Петра Щукина служил и домом, и музеем.
Самый большой особняк усадьбы Петра Щукина служил и домом, и музеем.
предоставлено Биологическим музеем имени К.А. Тимирязева

Искусство и древности на любой вкус 

Щукин начал коллекционировать, находясь в 1870-е годы за границей: в Германии и Франции он постигал премудрости ткацкого производства для того, чтобы влиться в семейный бизнес. Его первые приобретения — книги, фотографии, по возвращении в Москву — графика, а вскоре и восточная экзотика — декоративно-прикладное искусство персидских, китайских, японских мастеров. Параллельно он собирал произведения европейской живописи, а в 1890-е годы резко "сменит курс" — со всей страстью увлечётся русскими древностями, предметами народного быта. Тут и стал вопрос о том, где всё это хранить и как показывать: Пётр Щукин затеял строительство псевдорусских “теремов”. 

Почему "псевдо"? Да потому что в чистом виде ничего подобного в русской архитектуре не было – это её сборный образ, в моде тогда была эклектика. Элементы ярославских церквей тут ловко сочетаются с деталями, подсмотренными, скажем, в звенигородском монастыре или старомосковских боярских палатах. 

Да и проектировали эти здания зодчие с "нерусскими" фамилиями. Первый “терем”, тот, что поменьше, построил Бернгардт Фрейденберг — кстати, автор Сандуновских бань. Главное здание усадьбы, выходящее на Малую Грузинскую, —  Адольф Эрихсон. А одноэтажный склад — Фёдор Кольбе. При этом все постройки смотрятся единым ансамблем: в своё время ими восхищались не только москвичи: “терема” были растиражированы на почтовых открытках как столичная достопримечательность — Музей российских древностей.  

Именем Петра

— Пётр Иванович сам встречал посетителей, давал пояснения относительно экспонатов, — продолжает куратор выставки. — Современники писали, что даже если он с порога был не очень приветлив, то потом располагался к гостям и с удовольствием показывал свои коллекции. Сюда ходили не просто смотреть экспонаты. Здесь бывали известные художники — Суриков, Верещагин. Они делали зарисовки тканей, одежды, ковров, мебели, других предметов, чтобы затем использовать их в своих картинах на исторические или ориентальные сюжеты. 

В Старом музее было собрано “русское” направление его коллекции. В Новом музее — восточные вещи. Особняк, выходящий на Малую Грузинскую, был ещё и жилым домом. Спальню Щукина украшала “Обнажённая” Ренуара, сейчас она хранится в Пушкинском музее. Среди ценнейших картин его собрания была и “Дама в саду Сент-Адресс” Клода Моне, которую Пётр Щукин продал своему брату Сергею, а сейчас она гордость собрания Эрмитажа. 

Японские ширмы, восточные ткани, азиатские ковры — в музей Петра Щукина ходили самые известные художники, чтобы точно воспроизвести экзотику на своих картинах.
Японские ширмы, восточные ткани, азиатские ковры — в музей Петра Щукина ходили самые известные художники, чтобы точно воспроизвести экзотику на своих картинах.
предоставлено Биологическим музеем имени К.А. Тимирязева

Но если Сергея Щукина знает весь мир благодаря крупнейшему собранию живописи импрессионистов и постимпрессионистов, которое после революции разделили между Пушкинским музеем и Эрмитажем, то о его брате Петре известно куда меньше (как и о других братьях, тоже коллекционерах — Николае, Иване, Дмитрии). И это при том, что ещё в 1905 году Пётр Щукин подарил и коллекцию, и здания Историческому музею (позже часть произведений распределили в Музей Востока и Третьяковскую галерею). 

После его смерти в 1912 году Музей русских древностей был упразднён, а в советские годы имя этого удивительного купца и мецената и вовсе было стёрто из истории. 

Только в последнее время, в том числе благодаря нынешней выставке “Сказочный терем в Грузинах”, личность Петра Щукина становится известной широкой публике, а его “терема” оживляются фантастически богатым антуражем со старых фотографий.  

Старый музей был стилизован под сказочный терем не только снаружи, но и изнутри. Росписи, увы, не сохранились.
Старый музей был стилизован под сказочный терем не только снаружи, но и изнутри. Росписи, увы, не сохранились.
предоставлено Биологическим музеем имени К.А. Тимирязева