"Все дороги ведут в Рим". Ещё в начале нашей эры эта поговорка имела самое что ни на есть буквальное значение. Могущественнейшая в мире империя, центр культуры и торговли, бесчисленные легионы, завоевавшие полмира, родина Цицерона и Марка Аврелия, гнездо роскошного разврата и колыбель христианства – это всё о Риме. К сожалению, от блестящего прошлого Римской империи сегодня мало что осталось, но благодаря художникам можно увидеть, какой она была. Metro заглянуло в галерею на Чистых прудах, где проходит первая в России выставка редких гравюр европейских мастеров 16–19 веков с видами Древнего Рима. Уникальную коллекцию собрал профессор МГУ Юрий Куприков, поклонник итальянской культуры и блестящий знаток итальянского языка.
![В галерее на Чистых прудах открылась выставка гравюр и монет, посвящённых Древнему Риму](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170424/75414c0048f2f2370ab69db55a3a44cb773b42b3240e4c689d813213c33b590a.jpg)
– Такой выставки в нашей стране ещё не было, – говорит руководитель галереи Валерий Новиков. – Около 150 подлинных гравюр и коллекция монет с профилями всех императоров, правивших Римом, а их было больше ста. Есть даже монета, отчеканенная при римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который вынес приговор Иисусу Христу.
На гравёрах итальянских, фламандских и английских художников – архитектурное великолепие Вечного города. Показываем некоторые из них.
Церковь святого Георгия Победоносца на Велабре
Из-за постоянных разливов Тибра эта местность была мало заселена и сохраняла сельский вид. Это подтверждает стадо в правом нижнем углу гравюры.
![Церковь Святого Георгия Победоносца на Велабре, Джузеппе Вази, 18 век](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170428/9627bbde6658305d3184078525009369182da61eaf76a2f2432a3207278da700.jpg)
Пантеон Агриппы
Иначе его называют Сфинксом Марсова поля: архитектурные особенности этого сооружения до сих пор остаются необъяснимыми, как и его история.
![Пантеон Агриппы, Эгидий Заделер, 16 век](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170424/785d2e8f68a0d18160d07fa836ccd55611a04ac31b89030c015e24095795072b.jpg)
Площадь Навона, затопленная водой
В 1653 году папа Иннокентий X учредил обычай: в разгар августовской жары заполнять площадь водой из фонтанов. Приближённые папы любовались новоявленным "озером" с балконов, простые смертные – с кромки “берега”, а дворяне рассекали по воде в позолоченных каретах. Обычай просуществовал до 1866 года.
![Площадь Навона, Джузеппе Вази, 18 век](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170424/eca2ccc55b64ab4f2cd549f11cbfa60bff7f7ec6a5f768280db720ec1cf5f462.jpg)
Авентинский холм и руины Сублициева моста
На Сублициевом мосту совершались искупительные жертвоприношения, а во время поминовения усопших в Тибр бросали соломенные куклы. Римляне минимум семь раз восстанавливали древний мост. В 1890 году, при выравнивании русла Тибра, его остатки были уничтожены.
![Авентинский холм и руины Сублициева моста](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170428/80c66886c5c59b10a644d67fa2f5ad9fb57f6ccfc841c2d62804a9a60ae082a6.jpg)
Великая базилика Девы Марии
Архитектура храма в своё время вызвала много дискуссий. Согласно одной теории, его построили в период язычества – главный неф напоминает колоннадой один из афинских портиков. Однако исследование доказало, что храм был построен намного позже, а греческий стиль ему придали во время ремонта.
![Великая базилика Девы Марии, Джузеппе Вази, 18 век](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170432/10a9dbabceb83bd689bbc805a5a9eccc09a4ae347e3f8cb3fb2b0321a1bafd71.jpg)
Вид Мульвиева моста
На этом мосту произошла битва между узурпатором Максенцием и претендентом на императорский престол Константином, которого впоследствии назвали Великим. После победы над узурпатором Константин легализовал в Риме христианство.
![Вид Мульвиева моста, Джузеппе Вази, 18 век](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170432/cf0d5aa261a9f63add19fb921ee76dd51cf4d43ccd8e091fc6ead684d569f66f.jpg)
Пинциевы ворота
Названные изначально в честь одноимённого холма в VII веке ворота получили название Велизариевых – по имени византийского полководца, спасшего Рим от вторжения готов. Велизарий надстроил ворота и возвёл для их защиты две круглые башни. Согласно легенде, впоследствии впавший в немилость и обнищавший полководец просил милостыню именно у этих ворот.
![Пинциевы ворота, Джузеппе Вази, 18 век](https://static.gazetametro.ru/media/20220422170432/1b94a9164a511b3da671d9449dfef809b3bd909f608fc3efdd1f9af88c68ef79.jpg)