В галерее на Чистых прудах открылась выставка гравюр и монет, посвящённых Древнему Риму

Профессор Юрий Куприков впервые представил свою уникальную коллекцию гравюр с видами Древнего Рима и монет с профилями римских императоров
В галерее на Чистых прудах открылась выставка гравюр и монет, посвящённых Древнему Риму
Фото автора
Арка Тита, Мэтью Дюбург, 1820 г.

"Все дороги ведут в Рим". Ещё в начале нашей эры эта поговорка имела самое что ни на есть буквальное значение. Могущественнейшая в мире империя, центр культуры и торговли, бесчисленные легионы, завоевавшие полмира, родина Цицерона и Марка Аврелия, гнездо роскошного разврата и колыбель христианства – это всё о Риме. К сожалению, от блестящего прошлого Римской империи сегодня мало что осталось, но благодаря художникам можно увидеть, какой она была. Metro заглянуло в галерею на Чистых прудах, где проходит первая в России выставка редких гравюр европейских мастеров 16–19 веков с видами Древнего Рима. Уникальную коллекцию собрал профессор МГУ Юрий Куприков, поклонник итальянской культуры и блестящий знаток итальянского языка. 

– Такой выставки в нашей стране ещё не было, – говорит руководитель галереи Валерий Новиков. – Около 150 подлинных гравюр и коллекция монет с профилями всех императоров, правивших Римом, а их было больше ста. Есть даже монета, отчеканенная при римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который вынес приговор Иисусу Христу.

На гравёрах итальянских, фламандских и английских художников – архитектурное великолепие Вечного города. Показываем некоторые из них. 

Церковь святого Георгия Победоносца на Велабре 

Из-за постоянных разливов Тибра эта местность была мало заселена и сохраняла сельский вид. Это подтверждает стадо в правом нижнем углу гравюры. 

Церковь Святого Георгия Победоносца на Велабре, Джузеппе Вази, 18 век
Фото автора
Церковь Святого Георгия Победоносца на Велабре, Джузеппе Вази, 18 век

Пантеон Агриппы

Иначе его называют Сфинксом Марсова поля: архитектурные особенности этого сооружения до сих пор остаются необъяснимыми, как и его история.

Пантеон Агриппы, Эгидий Заделер, 16 век
Фото автора
Пантеон Агриппы, Эгидий Заделер, 16 век

Площадь Навона, затопленная водой

В 1653 году папа Иннокентий X учредил обычай: в разгар августовской жары заполнять площадь водой из фонтанов. Приближённые папы любовались новоявленным "озером" с балконов, простые смертные – с кромки “берега”, а дворяне рассекали по воде в позолоченных каретах. Обычай просуществовал до 1866 года. 

Площадь Навона, Джузеппе Вази, 18 век
Фото автора
Площадь Навона, Джузеппе Вази, 18 век

Авентинский холм и руины Сублициева моста 

На Сублициевом мосту совершались искупительные жертвоприношения, а во время поминовения усопших в Тибр бросали соломенные куклы. Римляне минимум семь раз восстанавливали древний мост. В 1890 году, при выравнивании русла Тибра, его остатки были уничтожены. 

Авентинский холм и руины Сублициева моста
Фото автора
Авентинский холм и руины Сублициева моста

Великая базилика Девы Марии

Архитектура храма в своё время вызвала много дискуссий. Согласно одной теории, его построили в период язычества – главный неф напоминает колоннадой один из афинских портиков. Однако исследование доказало, что храм был построен намного позже, а греческий стиль ему придали во время ремонта. 

Великая базилика Девы Марии, Джузеппе Вази, 18 век
Фото автора
Великая базилика Девы Марии, Джузеппе Вази, 18 век

Вид Мульвиева моста

На этом мосту произошла битва между узурпатором Максенцием и претендентом на императорский престол Константином, которого впоследствии назвали Великим. После победы над узурпатором Константин легализовал в Риме христианство. 

Вид Мульвиева моста, Джузеппе Вази, 18 век
Фото автора
Вид Мульвиева моста, Джузеппе Вази, 18 век

Пинциевы ворота

Названные изначально в честь одноимённого холма в VII веке ворота получили название Велизариевых – по имени византийского полководца, спасшего Рим от вторжения готов. Велизарий надстроил ворота и возвёл для их защиты две круглые башни. Согласно легенде, впоследствии впавший в немилость и обнищавший полководец просил милостыню именно у этих ворот. 

Пинциевы ворота, Джузеппе Вази, 18 век
Фото автора
Пинциевы ворота, Джузеппе Вази, 18 век