"Бог сохранил меня, чтобы я мог рассказать о ребятах": 44 года назад разбилась команда "Пахтакор"

11 августа 1979 года в небе над украинским Днепродзержинском произошла авиакатастрофа, в которой погиб футбольный клуб "Пахтакор"
"Бог сохранил меня, чтобы я мог рассказать о ребятах": 44 года назад разбилась команда "Пахтакор"
Предоставлено Футбольной ассоциацией Узбекистана
Фото команды на сборе в Сочи накануне сезона-79. Нижний ряд слева направо: Владимир Фёдоров (погиб), администратор Мансур Талибджанов (погиб), Владимир Курнев, Туляган Исаков, начальник команды Вячеслав Амбарцумян, Константин Баканов (погиб), Шухрат Ишбутаев (погиб), Юрий Басов, Константин Новиков. Средний ряд: Олег Буров, врач Владимир Чумаков (погиб), тренер Идгай Тазетдинов (погиб), Владимир Макаров (погиб), тренер Александр Кочетков, Анатолий Могильный, Николай Куликов (погиб), Владимир Сабиров (погиб), Равиль Агишев (погиб), Дмитрий Роман. Верхний ряд: массажист Анатолий Дворников, Ахмаджон Мусаев, Сергей Покатилов (погиб), Александр Корчёнов (погиб), Олим Аширов (погиб), Александр Яновский, Ахмаджон Убайдуллаев, Геннадий Денисов, Виктор Чуркин (погиб).

По счастливой случайности на борту не оказалось нападающего Тулягана Исакова. Metro поговорило с ним.

Тем субботним утром пахтакоровцы приехали в аэропорт узбекской столицы, чтобы рейсом "Аэрофлота" вылететь в Минск на матч высшей лиги с местным "Динамо". На борт Ту-134 поднялись 14 футболистов и 3 представителя тренерско-административного штаба. Всего в лайнере было 84 пассажира.

За 20 минут до этого из Челябинска в Кишинёв вылетел другой Ту-134, на его борту было 94 человека. Около 13:30 самолёты оказались в опасной близости друг от друга в зоне, которой управляли харьковские диспетчеры – 30-летний Владимир Сумской и 20-летний Николай Жуковский, имевший опыт работы лишь 2,5 месяца. Начальником смены был Сергей Сергеев, но он от контроля за их работой почему-то самоустранился. 

Цифра
1956
– в этом году был основан "Пахтакор". В переводе с узбекского слово означает "хлопкороб" – человек, занимающийся хлопководством.

В книге Фёдора Раззакова "Российский футбол. От скандала до трагедии" восстановлена хронология тех событий: "Молодой диспетчер вычисляет расчётный временной интервал, в течение которого каждый из этих двух самолётов может пройти теоретическую точку пересечения их трасс. Она находится в районе Днепродзержинска. Диспетчер высчитывает, что расстояние между самолётами позволяет им занять один эшелон, и в 13 часов 30 минут 46 секунд отдаёт команду ташкентскому борту занять эшелон полёта 8400 метров. Это была роковая команда, поскольку его расчёты оказались неточными и самолёты оказались в одном коридоре. Проверить действия Жуковского при царившем в диспетчерской бардаке никто не удосужился. А сам Жуковский тоже не стал заниматься расчётами дважды". 

Катастрофа случилась в 13 часов 35 минут 38 секунд. По одной из версий, самолёты столкнулись лоб в лоб. Они упали в районе села Куриловка. Погибли все 178 человек, находившихся на борту. 

– Я тогда был игроком основного состава и точно полетел бы с командой, – рассказывает Туляган Исаков. – Но ранее в матче с московским "Динамо" защитник Александр Новиков ударил меня по ногам – пришлось долго лечиться. Я хотел даже отомстить Новикову. Уже потом, после трагедии, Саша был в Ташкенте и я привёл его к себе домой. Отец обнял его, надел на него традиционный узбекский халат: "Ты спас Тулягану жизнь".    

А накануне 11 августа я как раз прилетел в Москву на консультацию ортопеда. На следующий день звонит жена нашего бывшего тренера Вячеслава Соловьёва: "Да ты же второй Бобров!" Я сперва и не сообразил, что она имеет в виду Всеволода Боброва (в 1950 году он не полетел в Челябинск с хоккейным клубом ВВС, а тот погиб в авиакатастрофе. –Прим. ред.). Спрашиваю: "А что случилось?" – "Команда разбилась". – "Какая команда?" – "Пахтакор". Я сразу вызвал такси и помчал на Арбат в Управление футбола Спорткомитета СССР. Там все сидят в слезах. Я прошу: "Скажите, кто конкретно погиб!" А никто никаких подробностей не знает.  

На трибунах стадиона "Пахтакор" в 70-е годы яблоку негде было упасть.
Всеволод Тарасев / © РИА "Новости"
На трибунах стадиона "Пахтакор" в 70-е годы яблоку негде было упасть.

Вы полетели в Ташкент? 

– Да, тем же вечером. Весь самолёт уже знал о трагедии, люди плакали. В местном спорткомитете установили траурный стенд и вывесили телеграмму соболезнования. Её прислал американский клуб "Нью-Йорк Космос", за который играл Пеле.  

"Пахтакор" курировал лично первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидов, мы поехали к нему. Тот бросился навстречу со слезами на глазах: "Тебя Бог сохранил, сынок. Давай, надо народ успокаивать".  

Оказалось, у стадиона уже собрались десятки тысяч людей, ожидая хоть какой-то информации. Я приехал и выступил с речью: "Уважаемые, мы ничего не скрываем от вас, сами ждём новостей".  

У игроков накануне были дурные предчувствия?   

– Да. Незадолго до трагедии сижу в ресторане, заходит нападающий Володя Фёдоров, чуть-чуть поддатый. Я ему: "Ты чего, одурел, что ли? Вечером тренировка!" А он мне в ответ: "Туляган, мы же всё равно разобьёмся". Я тогда как-то мимо ушей эту фразу пропустил. Но все ребята знали: что-то должно случиться. Мы ведь боялись летать, было много случаев, когда попадали в воздушные ямы.  

Или другой пример. Наш администратор Мансур Талибджанов помог мне купить машину, одолжил 1000 рублей. Перед полётом в Москву я хотел вернуть ему долг. А он говорит: "Оставь, тебе же в столице деньги нужны будут. Потом разберёмся". У нас, мусульман, строгий обычай: если кому-то должен – надо заплатить. Когда случилась трагедия, отправился к его вдове. Захожу, она рыдает и показывает мне список, где указано, кому Мансур должен и кто ему. Он оставил этот список жене со словами: "Может, мы больше не увидимся".  

Главного тренера "Пахтакора" Олега Базилевича, как и вас, не было в том самолёте – он улетел накануне, чтобы повидаться с семьёй. А кому ещё повезло не попасть на рейс?    

– Вратарь Саша Яновский улетел днём ранее с дублем. Защитник Могильный остался в Ташкенте. Часто пишут, что Толя опоздал на рейс, на самом деле он был травмирован. Кроме того, на борт не взяли массажиста – он явился в аэропорт пьяным.    

Считается, что лидер той команды, атакующий полузащитник Михаил Ан полетел в Минск именно вместо Могильного – ему достался его билет. Но как такое стало возможным?    

– У Миши было повреждение. Он приехал в аэропорт проводить ребят, и те уговорили его полететь с ними. Это сейчас перед посадкой сверяют фамилии и другие данные. Раньше был список пассажиров, но паспорта никто не проверял, можно было назваться другим человеком.    

Из 17 погибших пахтакоровцев самым юным был 18-летний форвард Сирожиддин Базаров. Писали, что он просто не успел улететь с дублёрами днём ранее.      

– Не совсем так. После катастрофы его дядя пришёл ко мне: "Туляган, это я во всём виноват". Оказалось, он год не видел племянника и, приехав в Ташкент, упросил тренера, чтобы Сирожиддин задержался на один день, а потом полетел с основным составом. Очень перспективный парень был, и вот такая судьба... Кстати, дублёры обычно летали с "основой", но в этот раз отправились на матч раньше и остались живы.  

Как выбирали место, где хоронить погибших?  

– Это был самый главный вопрос. У нас же играли ребята всех национальностей – татары, узбеки, корейцы, русские. Я говорил, что лучшее место для могилы – у входа на стадион "Пахтакор". Народ в любом случае будет приходить на матчи, возлагать цветы и вспоминать команду. Рашидов поддержал мою идею. Но родители погибших отказались от неё. У каждого же свои обычаи: у мусульман – исламские, у русских – православные. В итоге в Ташкенте покоятся только 5 человек, причём не у стадиона, а на Боткинском кладбище.  

Мемориал на Боткинском кладбище с именами всех 17 погибших пахтакоровцев.
Предоставлено Футбольной ассоциацией Узбекистана.
Мемориал на Боткинском кладбище с именами всех 17 погибших пахтакоровцев.

 В прессе не написали о столкновении самолётов вообще ничего?  

– "Советский спорт" или "Футбол. Хоккей" дал короткую заметку – и всё. Гласность наступила уже потом. Если бы "Пахтакора" не оказалось на борту, никто и вовсе не узнал бы, что самолёты разбились. Просто замолчали бы эту тему, как и другие авиакатастрофы. А так огласки было не избежать: не могла же целая команда вдруг куда-то деться. Как так, заболели они, что ли, разом?  

Как проходили похороны?  

– Борт с останками погибших прилетел в 5 утра. Такое раннее время выбрали специально, чтобы народ ничего не узнал. Но весь город уже был готов к прощанию. Траурная процессия стартовала в аэропорту. Это были 17 одинаковых грузовых машин с 17 цинковыми гробами. На всём пути к кладбищу стояли люди с платками и плакали. 300 тысяч человек вышли на улицы!   

Во время прощания родители подняли истерику: "Откройте гробы, хоть увидим сыновей в последний раз!" А чего там увидишь… Уже потом нам сказали, что от ребят ничего не осталось, все трупы сгорели.  

Когда закончились мероприятия в Ташкенте, я поехал в Самарканд хоронить Базарова. Оттуда – в Навои, где похоронили Шухрата Ишбутаева, дальше – в Бухару на похороны Володи Сабирова. Даже не помню, в каком состоянии я ездил. Это было тяжелейшие дни.  

Как после такого продолжать карьеру?  

– Руководители вызвали: "Будешь играть!" Но представьте себя на моём месте. Мы же жили вместе с ребятами. Вместе кушали, тренировались, отдыхали, парились в бане. И вдруг из 17 человек – никого нету. Все пропали! В один день! Я неделями не мог уснуть. Только глаза закрою – они снятся и снятся. Два раза чуть не совершил суицид – хотел повеситься. В итоге отец сказал: "Бросай всё это дело". Я приехал на базу и собрал вещи.   

Но из футбола вы не ушли?  

– Первый секретарь сказал: "Ты должен остаться в команде. Будешь тренером. Найди новых молодых ребят, своих воспитывай".  

Я собрал много хороших узбекских игроков. Откликнулись и футболисты из других республик. Из "Спартака" приехал Валерий Глушаков, из "Локомотива" – Анатолий Соловьёв, из кутаисского "Торпедо" – Зураб Церетели, из тбилисского "Динамо" – Манучар Мачаидзе, из московского – Андрей Якубик. Наверху постановили, что "Пахтакор" три сезона не будет вылетать из высшей лиги вне зависимости от результата. 

Но многие приезжие год-два отыграли и уехали. Здесь, в Узбекистане, европейцам очень непросто – такую жару не каждый выдержит. А раньше начало матчей ставили на 4–5 часов дня. Представляете, на улице 40–45 градусов, а ещё бегать надо. Некоторые разворачивались со словами: "Тут невозможно играть в футбол!"

Цифра
9-е место
заняла команда в чемпионате СССР 1979 года. Лучшим её результатом в высшей лиге является шестое место в сезонах 1962 и 1982 годов.

Возникают всё новые и новые версии причин катастрофы. Якобы в ней могли быть повинны кто-то из секретарей ЦК Компартии Украины либо сам Леонид Брежнев. Дескать он летел в Москву с отдыха в Крыму и стал невольным винов­ником "аврала" в небе. Какой версии придерживаетесь вы?     

– Ох, столько грязи было понаписано. Брежнев летел... Это всё глупости. Там же ясное дело: виноват диспетчер, который всё проморгал. Как могут в воздухе столкнуться два самолёта? Это война какая-то, что ли? У каждого борта есть свой коридор, своя высота. Скорость самолёта – минимум 900 км в час, но секунда – и можно было бы разойтись, не встретиться. Знаю, диспетчерам дали по 15 лет. Но наших ребят уже не вернуть.   

У подножия обелиска, установленного на месте падения самолётов, всегда цветы.
Предоставлено Футбольной ассоциацией Узбекистана
У подножия обелиска, установленного на месте падения самолётов, всегда цветы.

Вы бывали на месте трагедии?  

– Каждый год накануне 11 августа мне звонят, зовут. Но никак не получается приехать. И тяжело очень – как представишь всё это... Слышал, самолёт, потеряв хвост и часть крыла, ещё пытался планировать, но потом попал в пике и рухнул. Очевидцы рассказывали, что с неба вместе с телами падали футбольные мячи, атрибутика...  

Там сейчас стоит обелиск, за которым бережно ухаживают местные жители. В годовщину катастрофы устраивают митинг, посол Узбекистана выступает. В Куриловке создали свою команду "Пахтакор", она уже приезжала к нам в Ташкент на соревнования памяти погибших. А в следующем году круглая дата – 45 лет трагедии. Устроим большой мемориальный турнир. Дай бог дожить до этих дней.   

ЦИТАТА
Прошло уже 44 года, а боль не отпускает до сих пор. Как говорят русские, этот крест мне нести до конца своих дней.
— Туляган Ульмасович Исаков, нападающий "Пахтакора" в 1967–1979 годах, председатель Совета ветеранов футбола Узбекистана

Нынешний "Пахтакор" – чемпион Узбекистана. У этой команды есть что-то общее с той, из 70-х?  

– Тогда были преданные футболисты. Они любили свою родину, свою команду. Володю Фёдорова приглашали в киевское "Динамо". Я пытался его убедить: "Иди! Будешь ездить по всей Европе!" А он ни в какую: "Да не надо мне в Киев, я простой парень из кишлака, меня узбекский народ сделал. Пока чемпионами не станем, я "Пахтакор" не брошу". 

За это команду и ценили. Даже когда она плохо играла, на стадионе собиралось 50 тысяч человек. А сейчас любому на 3 копейки больше заплатят – всё, уехал. О клубном патриотизме никто и не помышляет, в голове одни цифры.   

Вы не задумывались, почему тогда, в августе 79-го, кто-то свыше сохранил вам жизнь?   

– (После паузы.) Знаете, моя мать родила 12 детей, девять из них умерли. В Узбекистане из-за неурожая случился страшный голод: золото было, а хлеба нет. Так вот, я в семье был самым младшим. Один человек сказал: "Назовите его Туляган". В переводе на русский это означает "заплатил". Мол, вы уже заплатили Богу чем могли: он забрал у вас 9 детей, пусть хоть последнего оставит.  

И Бог действительно оставил меня в живых. Думаю, он сохранил мне жизнь, чтобы я мог рассказать, какими прекрасными были те ребята из "Пахтакора". 

Туляган Ульмасович Исаков.
Предоставлено Футбольной ассоциацией Узбекистана. /
Туляган Ульмасович Исаков.

Ушедшие в небеса

4 авиакатастрофы, унёсшие жизни целых команд

ФК "Торино"

4 мая 1949 года в 12 км от аэропорта Турина из-за сильного тумана разбился самолёт, в котором летели действующие чемпионы Италии. Все находившиеся на борту (31 человек) погибли, включая 18 игроков "Торино" и несколько руководителей клуба. 

ХК ВВС МВО

7 января 1950 года около свердловского аэропорта в условиях метели и сильного ветра потерпел катастрофу самолёт ­Ли-2, в котором находилась команда ВВС МВО, вице-чемпион СССР по хоккею. На борту было 19 человек, в том числе 11 хоккеистов. Никто не выжил. 

ФК "Манчестер Юнайтед"

6 февраля 1958 года в Мюнхене после третьей попытки взлёта самолёт протаранил ограждение аэропорта и врезался в дом. Из находившихся на борту 44 человек погибли 23. Среди жертв было 8 футболистов "МЮ" и три других представителя клуба. До этого команда два года подряд выигрывала чемпионат Англии.  

ХК "Локомотив"

7 сентября 2011 года Як-42Д, на котором команда КХЛ направлялась в Минск, столкнулся с радиомаяком в ярославском аэропорту и рухнул на берег реки Туношны. Из 45 человек выжили  бортинженер и хоккеист Александр Галимов, получивший ожоги 90 процентов тела. Через 5 дней он скончался.