
За год до триумфа в Германии Джесси Оуэнс в течение 45 минут установил 3 мировых рекорда, в том числе – в беге с препятствиями. Metro вспоминает "барьеры судьбы", которые преодолевал он за свою яркую жизнь.
Барьер № 1 – нищета
В начале 20-х годов прошлого века рабочий хлопковой плантации в Алабаме Генри Оуэнс сбежал в лучшую жизнь вместе с женой и десятком детей – одним из них и был Джесси Оуэнс. И хотя мальчику исполнилось всего 9 лет, он познал, что такое каторжный труд, иногда собирая на плантации до 45 кг хлопка в день. Это был крайне болезненный ребёнок со слабыми лёгкими (они его подведут в самом конце).
Вместе с семьёй Оуэнсов в годы, последовавшие за Первой мировой, в северные штаты бежали полтора миллиона негров. Это явление позже сами американцы назовут Великой миграцией. Для семьи Оуэнсов началась новая жизнь в Кливленде.
И хотя Джесси был тощим, совсем не похожим на спортсмена, у него появилась страсть. "Я всегда любил бегать, – писал Оуэнс в автобиографии. – У меня это получалось не слишком хорошо, но мне это нравилось. Я мог бежать в любом направлении, быстро или медленно, как заблагорассудится. Я боролся с ветром, искал новые места, полагаясь только на силу ног и стойкость лёгких".

Оуэнса заметили и взяли в легкоатлетическую школу. Однажды тренер Чарльз Райли попросил его скорректировать технику – представлять, что у него под ногами – раскалённые угли, бежать "пружинисто". Джесси осваивал и бег с препятствиями, и прыжки в длину и высоту.
В престижном Университете штата Огайо закрыли глаза на цвет кожи Оуэнса – он сдал экзамены, но стипендию ему не дали (легкоатлетам было не положено) и даже в кампусе жить не позволили. Чтобы он мог оплачивать учёбу, ему разрешили подрабатывать, а в остальное время он в первую очередь тренировался, на учёбу было мало времени.
В 1935 году менее чем за час он установил 3 мировых рекорда – и его взяли на Игры.
Барьер № 2 – расизм
Министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс убедил Гитлера, что Олимпиада нужна, чтобы возвеличивать немецких атлетов. Для международных наблюдателей устроили декорации – якобы в стране никого не притесняют (например, убрали антисемитские плакаты). Купился даже основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен – немцам разрешили проводить Игры. И всё же в стране набирала обороты пропаганда "арийского превосходства", другие народы считались "вторым сортом" – с пренебрежением нацисты относились и к чернокожим.
Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения США попыталась повлиять на позицию Джесси Оуэнса, сильнейшего легкоатлета страны, призывая его бойкотировать Олимпиаду. Но тот отказался.
К Олимпиаде Джесси готовил уже Ларри Снайдер – просил работать над стартовым рывком, придумывал фишки для прыжков (например, просил двигать руками и ногами в воздухе). За несколько дней до старта Олимпиады с Оуэнсом встретился будущий основатель Adidas Ади Дасслер. Он предложил опробовать немецкую шиповку, пообещав, что улучшенные кроссовки помогут ему. И Оуэнс блеснул: взял золото в беге (100 и 200 м), прыжках в длину (победил главную надежду рейха Лутца Лонга) и командной эстафете.

Колумнист портала Black History in America писал: "В первый день Гитлер пожал руки только победителям из Германии, а затем покинул стадион. Чиновники Олимпийского комитета настаивали, чтобы фюрер приветствовал каждого медалиста – или вообще никого. Гитлер выбрал последнее и пропустил все дальнейшие вручения медалей". А вот что вспоминал рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер: "Гитлера серьёзно раздражал триумф цветного бегуна Джесси Оуэнса. Он говорил: "Люди, чьи предки вышли из джунглей, примитивны. Они физически сильнее цивилизованных белых людей, поэтому их нужно исключить из будущих Олимпиад".
Барьер № 3 – сегрегация
Как ни странно, простые немцы не освистывали Джесси Оуэнса в Берлине, многие просили у него автограф.

Но дома его встретили отвратительно!
Когда Оуэнс отправился на приём в свою честь в отель Waldorf Astoria, ему не дали пройти через парадный вход. Поэтому олимпийский чемпион воспользовался... грузовым лифтом. "Дома я снова не мог ездить в автобусе впереди, садился на задних креслах. Ещё мне не разрешали жить там, где я хотел", – вспоминал Оуэнс.
Обычно когда спортсмены совершали подвиги на Олимпийских играх, их приглашали в Белый дом. Но президент США Франклин Рузвельт проигнорировал золотые медали Оуэнса и не прислал ему поздравительную телеграмму. Его успех первым отметил лишь Дуайт Эйзенхауэр в 1955-м, назвав атлета "послом спорта".

Оуэнс испытывал сложности буквально во всём. В 1940 году он вернулся в Университет Огайо, откуда досрочно ушёл в 1936 году из-за низкой успеваемости. Он хотел получить учёную степень, но вынужден был снова уйти – ему приходилось содержать семью (университет присвоил ему докторскую степень лишь в 1973-м). По этой же причине он перестал участвовать и в соревнованиях. "Оуэнс выступал на сцене, даже бегал наперегонки с лошадьми, соглашался на другие рекламные трюки", – пишет Sports Illustrated. Но однажды звезде повезло, его назначили директором по персоналу в Ford. Затем он стал секретарём в Атлетической комиссии Иллинойса. И к концу жизни Оуэнс всё же обрёл финансовую стабильность.
Лишь за 4 года до смерти его по-настоящему отметили – Генри Форд вручил ему медаль "Свободы". 31 марта 1980 года 66-летний Оуэнс, заядлый курильщик, умер от рака лёгких. Через 10 лет президент Джордж Буш посмертно наградил его золотой медалью Конгресса.
Факты
– Оуэнс часто вспоминал, что, когда ему было 5 лет, у него на груди появилась опухоль, которая стала расти. Денег на врачей не было, мать мальчика положила его на кухонный стол, стерилизовала нож – и вырезала кусок размером с мяч для гольфа. Кровотечение не останавливалось несколько дней, но Джесси выжил.
– 25 лет продержался мировой рекорд Джесси Оуэнса в прыжках в длину.
– Почтовая служба США выпустила в его честь две марки.
– Департамент лёгкой атлетики штата Огайо назвал именем спортсмена легкоатлетический стадион на 10 000 мест. Он считается одним из лучших спортивных сооружений в США.
Читайте также: