
В голосовании за “Золотой мяч” приняли участие спортивные журналисты из стран актуального топ-100 рейтинга ФИФА. Они выбрали 10 спортсменов и расставили их в порядке убывания. Первая строчка в этом списке приносит игроку 15 очков, вторая — 12, третья — 10. Затем футболисты получают баллы от восьми до одного. Игрок, набравший наибольшее число очков, забрал награду.
От России в голосовании с начала 90-х голосует Константин Клещёв. Бывший главный редактор “Спорт-Экспресса”, “Советского спорта”, сайта “Телеспорт” и сотрудник других проектов в этом году посчитал лучшим Дембеле.
Были ли нововведения в голосовании?
– Нет, формат уже давно отработан. Из года в год он почти не меняется, разве что добавляются новые номинации в женском футболе. Но, поскольку я слежу только за мужским футболом, для меня всё привычно.
Пожалуй, единственное изменение в этом году – небольшой срок. В этом году “Золотой мяч” вручали как никогда рано. В предыдущие годы это было в октябре, а в далёкие времена, когда награду давали по итогам календарного года, вручение происходило в декабре. Этим летом нам прислали список из 30 номинантов и дали примерно 3 недели. Потом мы ждали объявления итогов.
А в других номинациях вы участвуете?
– Да. Помимо “Золотого мяча”, это трофей Льва Яшина, лучший клуб и лучший тренер. Лучшего молодого игрока определяют бывшие обладатели “Золотого мяча”. Трофей Герда Мюллера достаётся тому, кто забил наибольшее количество мячей. А обладателя приза Сократеса за внефутбольную деятельность определяет особое жюри.
Почему в этом году поставили на первое место Дембеле?
– Задача членов жюри облегчена чётким регламентом, по которому мы определяем лауреатов и расставляем их от первого до десятого места. Первый и главный критерий – индивидуальные достижения. В футболе самое яркое – голы и голевые передачи, поэтому в списке номинантов и среди победителей преобладают нападающие и атакующие полузащитники. Второй критерий – трофеи, завоёванные по ходу сезона, третий – карьера и фейр-плей, если человек сделал что-то заслуживающее одобрения.
По этим критериям Дембеле превзошёл всех остальных. Хотя конкуренты у него были очень серьёзные. Прежде всего, Ламин Ямаль. На мой взгляд, его второе место вполне заслуженно. Хотя многие считают, что нужно было повыше поставить его партнёра по “Барселоне” Рафинью. Я поставил его на шестое место. Хотя у него выдающиеся показатели, “Барселона” в этом году Лигу чемпионов не выиграла. А это был главный турнир, который учитывался при подведении итогов.
Отец Ламина недоволен вторым местом сына. Он уверен, что Ямаль должен был победить. Удивила ли вас его реакция?
– Да, конечно. Но недовольные всегда были. Криштиану Роналду просто не приезжал на церемонию вручения “Золотого мяча”, когда понимал, что он ему не достанется. Он был недоволен, потому что всегда считал себя лучшим.
Ямаль ещё свой “Золотой мяч” получит. Это действительно выдающийся игрок, вундеркинд. То, что он творит на поле, нравится людям больше всего: он абсолютно непредсказуем, умеет почти всё, несмотря на юный возраст. Его финты, удары и умение мыслить вызывает восхищение.
Дембеле, как и другие претенденты вроде Рафиньи, более системный игрок. Вся тридцатка, попавшая в список номинантов, – выдающиеся игроки. Но среди них есть те, кто в сезоне сделал больше, чем остальные.
Павел Погребняк предложил вручать “Золотой мяч” раз в 2 или 4 года. Как относитесь к критике награды?
– “Золотой мяч” всё время эволюционирует. Это не застывший организм. Раньше он вручался лучшему европейцу, сейчас – любому игроку.
В этом году номинаций прибавилось. Конечно, основное внимание было уделено женскому футболу. На мой взгляд, в какой-то момент нужно остановиться и не добавлять больше номинаций. Это девальвирует главный приз, “Золотой мяч”, который вручается лучшему футболисту и футболистке мира.
Недовольные были всегда. Кто-то говорит, что члены жюри ничего не понимают в футболе. Я голосую уже больше 30 лет, и мои товарищи мне дают понять, что я полный профан. Вчера было много посланий по поводу Рафиньи.
Не хотят ли вас лишить возможности голосовать?
– Нет, на этот счёт France Football довольно консервативен. Если ты выполняешь требования, ничего не разглашаешь и работаешь в СМИ в любом качестве, то продолжаешь голосовать. Но оттого, что будет голосовать кто-то другой, что может измениться? У каждого своё восприятие футбола. Другой голосующий получит такую же, а то и большую порцию критики, которую я получаю каждый год. Меня это не смущает.
О футболе можно говорить бесконечно, и у каждого есть своё мнение. В этом споре всегда рождается что-то интересное. Чем больше критики, тем лучше. Будешь лучше думать и оценивать шансы, участвуя в отборе в следующий раз.