Что делать, если ребёнок "залип" в телефоне – советы психолога

Новое исследование показывает – после пандемии дети стали дольше сидеть с гаджетами и больше играть. Психологи советуют перестать бороться с компьютерами и телефонами – вместо этого лучше переключить внимание на контент, потребляемый чадами
Что делать, если ребёнок "залип" в телефоне – советы психолога
shutterstock
Задача современных родителей – не ограждать детей от цифрового мира, а научить их осознанно в нём ориентироваться.

Новое исследование Common Sense Media показало, как дети изменили своё отношение к гаджетам после пандемии. В нём приняло участие 1800 американских семей. Цифры говорят сами за себя: если в 2020 году личный планшет был у 28% детей до 8 лет, то сейчас эта цифра выросла до 45%. К 11 годам смартфоны получают 72% детей, а к 12 — практически все (89%).

До пандемии ребёнок до 8 лет в среднем смотрел в экран гаджета 2 часа 20 минут в день, сейчас этот показатель возрос  до 2,5 часа. При этом исследователи отмечают взрывной рост интереса к видеоиграм: дошкольники, которые раньше тратили на них всего 10 минут в день, сегодня играют от 1,5 до 2 часов в сутки. 

— Самый важный совет родителям не такой уж очевидный — необходимо перестать демонизировать экран, — говорит Metro психолог Майя Крохина. — Ребёнок живёт в цифровую эпоху, она – норма. Наша задача — не запереть его в башне из слоновой кости, а научить навигировать в море информации, не утонув и выбрав верный курс. Для этого нужны не строгие правила, а немного родительской хитрости и творчества.

Цифра
1 час в сутки
столько времени, по мнению экспертов Common Sense Media, могут проводить перед экранами дети в возрасте от 2 до 5 лет

Психолог предлагает анализировать игры и видеоконтент, потребляемые ребёнком.

— Поиграйте с ним в "критика", — советует эксперт. — После просмотра мультфильма или игры не спрашивайте, понравилось или нет, а предложите ребёнку стать рецензентом. Спросите: "Какую оценку из пяти ты поставишь этой игре? Почему? А что бы улучшил?" Это научит малыша анализировать контент, а не просто поглощать его, и разовьёт у него критическое мышление.

Для того чтобы виртуальные впечатления не оставались "висящими в воздухе", а получали продолжение в реальном мире, психолог советует технику "оживления".

— Будет полезно "оживлять" экранный контент в реальности, — объясняет специалист. — Если ребёнок обожает игру "Майнкрафт", предложите ему построить тот же замок из кубиков лего. Увлёкся мультиком про динозавров? Слепите их из пластилина. Этот приём помогает мозгу ребёнка переварить цифровые впечатления и перенести интерес в офлайн, развивая моторику и воображение.

Чтобы гаджеты не отдаляли, а, наоборот, сближали детей и родителей, психолог рекомендует сделать ребёнка "проводником" в цифровой мир.

— Назначьте его "цифровым дегустатором". Это особенно работает с детьми постарше. Скажите: "Я не успеваю следить за всеми новыми интересными штуками. Давай ты будешь нашим семейным экспертом. Находишь что-то действительно крутое и развивающее — покажешь нам всем". Это повышает самооценку ребёнка, а родителям помогает оставаться в курсе его интересов.