Ирландский кинокритик и режиссёр документальных фильмов Марк Казинс – страстный энтузиаст кино. Его самая известная работа – 15-часовая (!) эпопея "История кино: Одиссея", посвящённая столетней истории кинематографа. Его новый фильм "История кино: Новое поколение" сосредоточен только на последнем экранном десятилетии.
![Что самое важное произошло на экранах за последние десять лет? И кто такой современный зритель?](https://static.gazetametro.ru/media/20220623160636/b58d0a6c03c7b883c6c382921832d99d45fe02ef896575229d9352134203b35b.jpg)
В интервью для кинокомпании Cineville Казинс рассказывал, что в период его беспокойного детства в Белфасте, приходя в кинотеатр, в уютной полутьме перед горящим экраном он чувствовал себя защищённым. Личное отношение режиссёра сразу ощущается в начале "Истории". Последнее десятилетие, говорит Казинс, было очень трудным. Неудивительно, что наше поколение хочет "сбежать в параллельную вселенную кино", будь то забавные комедии или супергеройские фильмы. Так появляется портрет современного зрителя – эскаписта, обеспокоенного ситуацией в реальности, где многое поменялось. Из реальности в кинематограф последнего десятилетия проникли вопросы расы, гендера, сексуальной ориентации. А также цифровые технологии, новые форматы и главное – стриминговые платформы.
К недостаткам фильма можно отнести то, что Казинс совсем не рассматривает последние. Даже о CGI (неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трёхмерной компьютерной графики) в кино он говорит мало и в основном отмечает фильмы, где без компьютерных эффектов удалось обойтись. Фактически у него несколько старомодный взгляд на кинематограф. В его масштабном, почти трёхчасовом исследовании неплохо было бы поговорить о самых новаторских подходах, например о фильмах, снятых на мобильный телефон, как выдающийся артхаус "Мандарин" (2015) Шона Бэйкера или симпатичный российский фильм "Синдром жизни" (2022) со Светланой Немоляевой.
![Кадр из фильма "История кино: Новое поколение".](https://static.gazetametro.ru/media/20220623160640/6ad6662b0c54e0fe26240ecd61c85fa46806446801a4d872719f75c4ee51270c.jpg)
Показывая фрагменты фильмов, Казинс зачастую просто комментирует происходящее на экране или вовсе выступает Капитаном Очевидность, например: "Джокер" – это фильм о разъярённом мужчине". Но у автора есть и интересные наблюдения, особенно о визуальном новаторстве современных экшен-фильмов или о возрастающей популярности смешанных жанров. Один из приведённых им примеров последнего – индийский суперхит проката "ПиКей" (2014), где посреди лёгкости и болливудских танцев вдруг террористы взрывают поезд.
Главное же достоинство "Истории" – невероятная эрудированность Казинса. Он рассказывает о фильмах всей планеты: Таиланд, Сингапур, Эстония… Демонстрируя кинозалы со всего света, режиссёр показывает и старейший московский кинотеатр "Художественный". Кстати, в разговоре о женщинах в кино в интервью Cineville Казинс первым назвал имя гениального советского режиссёра Ларисы Шепитько.
С просмотра "Истории" вы выйдете просвещённым, как после хорошей увлекательной лекции. И пожалуй, лучше начнёте понимать не только кинематограф, но и современный мир.