Деревянных Иисусов и ангелов из старинной Перми можно увидеть на выставке "От иконы к авангарду"

Коллекция храмовой деревянной скульптуры в Пермском музее насчитывает более 500 экземпляров. Лучшие из них привезли в Третьяковку
Деревянных Иисусов и ангелов из старинной Перми можно увидеть на выставке "От иконы к авангарду"
Сергей Пятаков / @ РИА Новости
Деревянная скульптура "Христос в темнице (Сидящий Спаситель)" (XVIII век), представленная на выставке "От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми, в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве.

Пермская деревянная скульптура невероятно трогательная. Это разные по размеру деревянные фигуры ангелов с золотыми опахалами-рипидами, евангелистов Марка и Матфея, Христа в темнице. Фигуры соединяют в себе наивность, благочестие и высокую духовность. Лики их все разные, похожи на тех людей, которых резчики видели перед собой. В них черты и удмуртов, и татар, и коми-пермяков – народностей, которые заселяли территорию Пермского края в XVII–XIX веках.

Многие исследователи относят зарождение пермской деревянной скульптуры к традиции резьбы по дереву коми-пермяков – коренного населения края, которые жили в лесах и ваяли своих языческих божеств. В XVI веке с прибытием в Пермский край семьи Строгановых на этой территории стало массово распространяться христианство, и коренное население начало вырезать фигуры уже христианских святых. Правда, относились к ним как к сво- им: делали подношения, отмечали праздники.

– Иван Грозный дал Строгановым предписание – охранять эти земли от набегов, – рассказывает Татьяна Юдкевич, куратор выставки. – Сюда начали приходить русские переселенцы, налаживаться торговые пути. Пермский край вошёл в состав Российского государства. Строгановы строили храмы, монастыри и церкви, которые нужно было украшать, и они стали заказывать иконы и церковное убранство лучшим мастерам.

Директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян считает, что не совсем верно относить деревянную скульптуру напрямую к коми-пермяцкой народной резьбе. Произведения, которые представлены на выставке, восходят к традициям деревянной храмовой скульптуры XVII–XIX веков, когда под влиянием западноевропейского барокко создавался её выразительный стиль, и пермские мастера перерабатывали его каждый по-своему.

– Тогда у всех, кто занимался церковным искусством, были образцы, гравюры, отсюда эта насмотренность, – объясняет Татьяна. – Например, образ Христа в темнице, который прикрывает ладонью раны от копья, восходит к европейской иконографии, в живописи и гравюрах он ярко обозначен.

Деревянная скульптура  "Распятый Христос" (XIX век), представленная на выставке "От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми" в Новой Третьяковке.
Сергей Ведяшкин / Агентство "Москва"
Деревянная скульптура "Распятый Христос" (XIX век), представленная на выставке "От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми" в Новой Третьяковке.

Своей обширной коллекцией храмовой деревянной скульптуры Пермская галерея обязана искусствоведу Николаю Серебренникову, который на протяжении десятилетий был её директором и главным хранителем. Будучи ещё совсем юным –ему было 23 года,– он понимал, что это искусство имеет великую ценность, и во время экспедиций по сёлам и деревням Пермского края в 20-е годы XX века спасал художественные произведения из церквей и монастырей, которые в те годы закрывались и уничтожались.

У некоторых скульптур нет каких-то деталей, например, копья или ступней, но при этом они выглядят настолько совершенными и законченными, что нет сомнения в том, что изготовили их великие мастера. Только имена их неизвестны, потому что в те времена неприлично было ставить имя человеческое рядом с образом Бога.

Ангелы с рипидами.  XVIIIвек. Дерево,резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение.
Маша Ильина
Христос в темнице (СидящийСпаситель). XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера
Маша Ильина
Благословляющий Саваоф на облаках. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение.
Маша Ильина
Ангелы с рипидами. Конец XVIII века. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота.
Маша Ильина
Евангелист Марк. Первая половина XIX века. Дерево, резьба, тем- пера, позолота.
Маша Ильина
Ангелы с рипидами. XVIIIвек. Дерево,резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение.1/5