Как пишет Daily Mail, учёные опросили пациентов, едва не отправившихся на тот свет, через 3–7 дней после выписки из больницы. Они выяснили, есть ли у них диссоциативные расстройства (утрата отдельных воспоминаний, чувство оторванности от самих себя и т. д.). Их также расспрашивали о духовных, религиозных и личных убеждениях – менялось ли что-либо в этом направлении.
Оказалось, диссоциативные расстройства были у 15 процентов опрошенных.
Исследование показало, что пациенты, испытывавшие склонность к подобным расстройствам, потеряли ощущение идентичности, не чувствовали боли, при этом у них появилась тяга к саморазвитию, духовности.
Через год их снова проверили, и оказалось, что перенесённый опыт уже никак не влиял на их качество жизни.
Ранее исследователи, наоборот, сходились на том, что околосмертные переживания "обычно меняют человека и тесно связаны с негативом". Например, доктор Брюс Грейсон, один из авторов такого исследования, обнаружил, что подобные переживания испытывают от 10 до 20 процентов людей, у которых остановилось сердце.
Грейсон определил околосмертные эмоции как "чрезвычайно яркие и часто преобразующие жизнь" – человек испытывает их в экстремальных ситуациях (опасная для жизни травма, остановка сердца или глубокая анестезия). Исследование 2022 года, проведённое Грейсоном, показало, что у участников были изменения в качестве жизни даже через 20 лет после первоначальных событий.
– Околосмертный опыт может менять человека по-разному, – рассказывает Metro клинический психолог Марина Романовская. – Всё зависит от "базовой комплектации" человека, от его темперамента, характера, мировоззрения. Одно и то же событие для кого-то может стать психологической травмой, а для кого-то – нет.
Эксперт подчеркнула, что психологическая травма – не то, что происходит с человеком и наносит ему рану, а то, как он это воспринимает.
– Пережив околосмертный опыт, человек может даже вдохновиться этим событием, он будет пытаться познать себя, займётся самореализацией, и это будет происходить не одномоментно, а в течение долгого периода. Другие же данный опыт "переживут", он забудется – и от него не останется и следа. Считаю, что каждый случай надо рассматривать индивидуально.