
Политические очки на черепе
Части черепа Тоэры долгое время были выставлены в парижском Национальном музее естественной истории в качестве трофея.
Запрос на возвращение черепов вождя и его двух соплеменников-генералов ждал ответа более 20 лет. Увы, закон об упрощении возврата останков приняли во Франции лишь в 2023 году, что позволило историческому событию наконец свершиться.
Впрочем, первого применения закона ждали аж два года. Это возмутило сакалава, ровно как и тот факт, что останки были переданы Парижем мадагаскарскому правительству, а не им лично. Это оскорбило самосознание свободолюбивого этноса.
Но главное, что храбрый король Тоэра и двое его генералов нашли покой дома.
О важности этого события свидетельствует тот факт, что заняться возвратом останков обещал ещё 6 лет назад президент Мадагаскара Андри Радзуэлина. Не исключено, что это помогло ему избраться в 2019 году, и переизбраться 4 годами после.
Не только останки, но и сокровища
1 августа 2025 года правительство Франции разработало законопроект об упрощении процедуры возвращения также и культурных ценностей. Правда, его ещё предстоит принять Национальной ассамблее и Сенату.
В Европе процесс возврата культурных ценностей в Африку развивается, хоть и не так быстро, как хотелось бы африканцам. Но положительные примеры уже есть.
Например, знаменитая бенинская бронза, награбленная британскими войсками в 1897 году в Нигерии, была возвращена на родину. Примеру британцев последовали и другие страны, в частности Германия и Нидерланды – их институты закупали знаменитые награбленные произведения искусства, а теперь возвращают обратно.
Франция тоже активно подключается к процессу и возвращает часть культурных ценностей, мотивируя это необходимостью загладить вину за бесчинства времен колониализма.
У подобных предложений европейцев есть своя внутриполитическая цель: убедить избирателей в том, что страна заглаживает вину за колониальное прошлое.
Вместе с тем африканист и политолог Иван Лилеев сказал Metro, что возврат ценностей не будет проходить легко. Речь идёт об объектах большой ценности, которые в основном – собственность музеев, в том числе Британского музея и Лувра. Особенно сложной он видит ситуацию с египетскими древностями, поскольку их в своё время вывозили массово.
– Самые ранние инициативы по реституции относятся к 1884-1885 годам – времени Берлинской конференции, однако динамика процесса, по сути начавшегося 10 лет назад, низкая, – говорит Metro африканист Наталья Пискунова. – Это связано с экономическими и юридическими сложностями. Кроме того, многие ценности осели в частных коллекциях знати и переходили по наследству на протяжении нескольких веков – и сейчас охраняются правами частной собственности наследников, которые далеко не всегда готовы отдать часть семейной коллекции. Неохотно расстаются с ценностями и музеи, тем более что возврат не носит обязательный характер.
При этом продолжает существовать"чёрный рынок древностей", который мало поддаётся контролю – именно там оседает огромное количество ценностей Африки, и вернуть их практически невозможно.
Вместе с тем их возврат мог бы повысить интерес к африканским музеям, отмечает Пискунова.

Музеи Musée des Civilisations Noires в Дакаре, Музей Египетской Цивилизации в Каире, Национальный музей Мали в Бамако и другие) вполне достойны того, чтобы принять ценности и стать новыми центрами притяжения туристов на континенте.
Кто сотрудничает, а кто – нет
Бельгия – наравне с Францией – возвращает ценности, а вот позиция Англии, в частности Британского музея, куда более сдержанная (замалчивают ряд запросов, в частности из Кении – о возврате барабана Нгаджи).
– Великобритания в целом неохотнее идёт на реституцию африканских предметов быта, культурных ценностей и объектов религиозных обрядов в страны Африки, так как заявляет, что инфраструктура и современное оснащение африканских музеев не даёт возможности сохранить эти объекты для последующих поколений, а в Британском музее для этого созданы все условия и сохранность этих объектов там заведомо лучше, – говорит Пискунова.
Но и Франция возвращает ценности не так быстро как хотелось бы, в частности, не исполняя запросы, отправленные ещё в 1994 году.
К тому же эти ценности зачастую преподносятся европейскими лидерами в качества "дара" при посещении ими какой-либо африканской страны или же и вовсе "сдаются в аренду". Пример тому – знаменитое дарение Жаком Шираком в 2006-2007 годах части коллекции предметов африканского быта Бенину. Как известно, значимая часть коллекции всё равно была "сдана в аренду" для выставки, а не передана в дар Бенину.
Охотнее в реституции участвуют страны, где велико общественное давление и широко представлены довольно влиятельные африканские диаспоры, у которых есть сильные связи со странами происхождения предметов африканского искусства. Во Франции и Бельгии под эти статьи выделено крупное финансирование в бюджете.
В других же странах Европы, включая Германию, Италию и Испанию, бюджетов на реституцию африканского искусства и предметов быта не предусмотрено.
СПРАВКА: Сакалава – субэтнос, проживающий на западном побережье острова Мадагаскар численностью более 700 тыс. человек. Сакалава имели большое влияние на острове в Средние века, первыми из островитян сблизились с европейскими торговцами, но затем уступили пальму первенства соседям из Имерина. Для сакалава особое значение имеет погребальный обряд: останки помещают в специальные каменные склепы.