Гробницу с Тутанхамоном нашли 100 лет назад – а чем болел легендарный фараон?

4 ноября 1922 года была обнаружена гробница фараона Тутанхамона. Это открытие сделало фигуру молодого египетского царя одной из самых известных персон Древнего мира. Особенно много мифов и споров связано с его здоровьем.
Гробницу с Тутанхамоном нашли 100 лет назад – а чем болел легендарный фараон?
Copyright (c) 2022 smith371/Shutterstock. No use without permission.
Личность молодого фараона всегда интересовала историков

Исследование мумии происходит регулярно. И связано это прежде всего с ширящимися возможностями медицинской техники. В 60-х годах, например, впервые были сделаны рентгеновские снимки мумии, которые выявили смещение и осколочные переломы костей черепа. Это позволило учёным заявить, что причиной смерти фараона мог быть удар тяжёлым тупым предметом. Затем, правда, эту версию опровергли –  медики доказали, что эти травмы были нанесены мумии уже после смерти.

Следующее серьёзное исследование мумии пришлось на 2010 год. Международная группа учёных под руководством египетского археолога Захи Хавасса провела исследование тканей фараона с помощью мультиспирального компьютерного томографа (позволяет в короткое время получить тысячи срезов внутренних органов мумии и свести их в наглядные трёхмерные изображения). В результате, во-первых, учёные обнаружили у Тутанхамона наследственную косолапость, а также расщелину твёрдого неба (волчью пасть). А, во-вторых, комиссия отыскала в тканях мумии возбудителя малярии plasmodium falciparum и пришла к выводу, что именно заболевание малярией стало причиной смерти Тутанхамона в сравнительно раннем возрасте. Результатами своей работы исследователи поделились в  Journal of the American Medical Association.

С заявлением о смерти от малярии практически сразу же не согласилась группа немецких учёных под руководством  Бернхарда Нохта. Медики опубликовали в том же издани ответное письмо  в июне. В нём они написали, что фараон являлся жителем дельты Нила, а там малярией болеют и, соответственно, имеют от неё иммунитет практически все. Более того, от этого заболевания чаще всего умирают дети в возрасте до 9 лет, а фараон уже давно пережил этот период.

В этой же статье в Journal of the American Medical Association учёные попутно поставили ещё один диагноз фараону. Они написали, что помимо исследования с помощью томографа им удалось провести исследование мумии при помощи генетической экспертизы и микробиологических исследований и  отыскать у Тутанхамона некроз костей стопы. А он, в свою очередь, является типичным осложнением серповидно-клеточной анемии. Это заболевание вызвано синтезом аномального гемоглобина S, изменением формы и свойств эритроцитов крови. Болезнь проявляется тромбозами сосудов, костно-суставными болями и припухлостью конечностей.

На этом исследования не завершились. В 2012 году, как пишет издание  Daily Mail,  хирург Хутан Ашрафян из Имперского колледжа Лондона выдвинул ещё одну теорию, согласно которой египетский фараон Тутанхамон, а также его отец Эхнатон, страдали общей болезнью – наследственной формой височнодолевой эпилепсии. Эта болезнь  в том числе вызывает галлюцинации из-за перегрева (этим, по словам учёного, и объясняются видения фараона после сидения на солнце). Также у больных могут отмечаться сбои в продуцировании половых гормонов, что привело к гинекомастии Тутанхамона (увеличению грудной железы с гипертрофией желёз и жировой ткани у мужчин). Её медики ставили фараону буквально с момента открытия гробницы.

Данную теорию обсудили многие учёные, однако, согласились с ней далеко не все. В частности, Ховард Маркел, историк медицины Мичиганского университета, заявил, что эта теория любопытна, но её невозможно доказать, поскольку эпилепсию нельзя диагностировать с помощью генетического анализа.

В 2020 году к мумии Тутанхамона возникла новая волна интереса. В Сети появились статьи, в которых авторы рассуждают о том, что в могиле фараона вместе с ним долгие годы жил вирус, который, предположительно, и привёл к его гибели. Именно он и убил археологов, открывших гробницу. Правда, что это за вирус, и мог ли он оказаться таким смертоносным, учёные пока не говорят.