
По словам Маска, решение активно прийти в политику было принято после того, как президент США Дональд Трамп подписал злополучный билль, который предусматривает еще большее увеличение госдолга Америки – аж до 3 триллионов долларов!
Маск заявил, что если так пойдет и дальше, то страна обанкротится, поэтому он желает собрать вокруг себя тех, кто недоволен и оказывать влияние на политику.
По расчётам самого Маска, для успеха ему нужно совсем немного – всего 2 или 3 места в Сенате и 8–10 округов в Палате представителей. С помощью этого малого Маск собрался влиять на великое.
Однако не самые богатые люди из американского экспертного сообщества относительно шансов новой партии Маска настроены не так оптимистично.
Ханс Ноэль, профессор, преподающий политическую историю и политическую методологию в Джорджтаунском университете, сказал в разговоре с корреспондентом издания The Washington Post, что в Соединённых Штатах нет "институтов, которые были бы открыты для многосторонних и успешных третьих партий". По его словам, чтобы что-то получить, нужно одержать безоговорочную победу, но это не то же самое, что в других демократических странах, где можно создать небольшую партию и набрать 20-30% голосов, получить несколько мандатов в местном представительном органе и продолжить путь дальше. В США политическая система устроена так, что победитель получает всё.
Российский политолог Константин Блохин вместе с американскими коллегами особого оптимизма относительно шансов Маска не питает.
– В США политических партий зарегистрировано около сорока, но шансы есть только у двух – демократов и республиканцев. За жизнью остальных нужно наблюдать с помощью микроскопа, – рассказал Константин Блохин Metro.
По его словам, Маск желает сохранить своё влияние в ядре республиканской партии, по-прежнему оказывать на неё влияние. Он посылает сигналы Трампу, чтобы тот ударил по тормозам.
– Маск совершил одну распространенную ошибку, – сказал Константин Блохин. – Он решил, что если был основным донором избирательной кампании Трампа, то на этом основании может проталкивать любые свои проекты. Реальность оказалась несколько иной. Такое поведение сделало его фигуру очень токсичной.
По мнению российского политолога, ещё одним почти неустранимым препятствием для Маска может стать кадровый вопрос. Где он возьмёт людей для своей партии? Среди недовольных республиканцев и примкнувших к ним демократов? Да, среди этих партий есть недовольные нынешним курсом руководства США, но много ли тех, кто готов реально пойти за Маском?
– Концептуально решения у Маска нет, – рассказал эксперт. – Такие вещи за деньги не купить.
Ханс Ноэль видит проблему в этом же неблагоприятном свете. По его словам, новой партии понадобятся необычайно преданные избиратели, у которых хватит энергии для участия в выборах даже после первых поражений, а этого просто так не купить.
В последний раз кандидат в президенты, не являющийся республиканцем или демократом, получал голоса выборщиков в 1968 году, когда пять южных штатов поддержали кандидата от Американской независимой партии Джорджа Уоллеса. Миллиардер Росс Перо в 1992 году набрал около 19 % голосов избирателей, но не получил ни одного голоса коллегии выборщиков.