Интенсив заботы: как в Москве становятся экспертами по ранней помощи

Город развивает комплексную модель ранней помощи, в которой медицинское наблюдение дополняется работой междисциплинарных команд и обучением родителей
Интенсив заботы: как в Москве становятся экспертами по ранней помощи
пресс-служба ДТСЗН
В столице создаётся единая система обучения специалистов, отвечающих за сопровождение детей с особенностями здоровья и их семей.

В столице ежегодно появляется на свет свыше 120 тысяч малышей. Примерно 6% из них — дети, которым требуется повышенное внимание: это младенцы, родившиеся раньше срока, с низкой или экстремально низкой массой тела, а также перенёсшие тяжелые состояния в первые недели жизни.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в апреле 2025 года город приступил к реализации нового проекта "Ранняя помощь". Его цель — выстроить для каждого маленького пациента и его семьи индивидуальную и комплексную систему сопровождения. В центре программы находится медицинская поддержка: на базе четырех детских больниц открылись Центры ранней помощи, где ведётся наблюдение детей в связке с социальными Центрами развития.

Для того чтобы специалисты могли работать по современным стандартам, в Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения Москвы разработана особая модель подготовки кадров — от повышения квалификации до профессиональной переподготовки.

Сотрудники Центров развития начинают взаимодействовать с семьёй в первые месяцы жизни ребенка. Эта профессия находится на стыке медицины, педагогики и психологии, а ключевым принципом является активное участие родителей в процессе развития малыша. Команды, в которые входят психологи, логопеды, дефектологи и социальные педагоги, помогают семье выстроить правильное взаимодействие с ребёнком с учётом его состояния. Такой подход укрепляет уверенность родителей и позволяет ребенку развиваться в привычной домашней среде.

Директор Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Игорь Тимофеев отмечает, что специалисту необходимы знания в области физиологии, логопедии, нейропсихологии, психотерапии, а также развитые навыки коммуникации и анализа. По его словам, дополнительное обучение помогает внедрять современные технологии и методы реабилитации, что особенно значимо для детей с особенностями здоровья и их семей.

Преподавательский состав Института создал базовый курс "Оказание услуг ранней помощи". Он стал обязательным для сотрудников московских Центров развития и лег в основу системы непрерывного обучения. Сегодня в рамках этой системы действует десять программ повышения квалификации, охватывающих более узкие направления — от взаимодействия с родителями до развития двигательных навыков и коррекции сна и питания ребёнка.

Обучение построено по модульной схеме, что делает его гибким. Слушатели изучают основы ранней и альтернативной коммуникации, инструменты работы с семьями, технологии поддержки детей со сложными множественными нарушениями развития. Формат — смешанный: онлайн-лекции на платформе ИДПОзнание дополняются очной практикой.

Руководитель Центра компетенций по развитию и обучению специалистов по реабилитации и социальной интеграции Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, кандидат медицинских наук, доцент Ирина Болдырева подчёркивает, что в каждой программе делается упор на практическую составляющую. По её словам, слушатели разбирают реальные случаи, отрабатывают взаимодействие с родителями, учатся искать решения в сложных ситуациях и видеть индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Чтобы формировать компетенции ещё на уровне высшего образования, специалисты Института приняли участие в разработке магистерской программы Московского городского педагогического университета "Ранняя помощь детям и семьям". В числе первых студентов — 25 педагогов, психологов и социальных работников, которые уже обучаются на втором курсе и смогут работать в системе Центров развития после завершения программы.

Магистранты изучают диагностику и коррекцию состояния здоровья ребёнка, а также правовые, социальные и психологические аспекты взаимодействия с семьями. Особое внимание уделяется навыкам работы в междисциплинарной команде, в составе которой задействованы координатор семьи, педиатр, специалист по двигательному развитию, невролог, педагог-психолог, дефектолог, логопед и психолог, поддерживающий родителей.

Слушательница программы, специалист по ранней помощи Татьяна Шевченко рассказала, что многие пришли на магистратуру уже с опытом и особенно высоко оценивают практические модули и кейс-разборы семейных ситуаций. По её словам, блок по конфликтологии помог лучше понимать, как согласовывать позиции специалистов и родителей, а также переводить эмоциональные реакции в конкретные действия. Она отмечает, что программа формирует понятные стандарты работы и делает её более устойчивой — как в документации и критериях, так и в коммуникации. При этом она подчеркнула, что это первая в Москве магистратура, целиком посвящённая ранней помощи.

Система профессиональной подготовки кадров для проекта "Ранняя помощь" выстроена как непрерывный процесс, отвечающий потребностям города. Такой подход обеспечивает высокое качество услуг и укрепляет всю инфраструктуру поддержки семей с детьми раннего возраста в столице.