Иранский скульптор подарит Москве барельефы и грифона из древнего камня

Иранский скульптор Хамидэ Алипур приехала в Москву, чтобы украсить фасады особняков на Ильинке барельефами. Репортёр Metro побывала на её мастер-классе на Арх-Москве и спросила о древней технике работы с камнем, в которой Хамидэ – одна из лучших
Иранский скульптор подарит Москве барельефы и грифона из древнего камня
предоставлено пресс-службой Sminex
Иранский скульптор работает в мастерской на Ильинке над созданием барельефа с грифоном для Москвы.

На столе – инструменты, какими пользуются стоматологи, только большего диаметра и разной формы. Блестят, словно сделаны из драгоценных металлов. 

Рядом – огромный пласт белоснежного камня. Только камень этот непростой: это геналдонский доломит, добываемый в Кармадонском ущелье Северной Осетии, и ему 56 млн лет. Из него скульптор из Ирана сотворила четыре барельефа – с грифоном, львом, птицей Сирин и пардусом. Скоро они украсят особняки рядом с Кремлём. 

Хамидэ рассказывает про инструменты, с которыми работает.
Елена Купцова
Хамидэ рассказывает про инструменты, с которыми работает.

– Эти мифологические животные – точные копии изображений со стен последнего домонгольского Георгиевского собора XIII века в городе Юрьеве-Польском Владимирской области, – рассказывает Хамидэ, одетая в белоснежный защитный комбинезон, в специальных очках и перчатках. – Правда я там ещё не была, но хотела бы съездить. Пока работа с камнем занимает всё мое время – этот процесс небыстрый.

Насадки для работы с камнем.
Елена Купцова
Насадки для работы с камнем.

И, опустив на глаза очки и взяв огромный для хрупкой женщины инструмент с бором, скульптор попросила нас отойти подальше. На этом мастер-классе она решила показать, как барельеф рождается и выбрала рисунок птицы. 

Цифра
200
кг составляет вес одного из четырёх барельефов, сделанных Хамидэ Алипур. Высота его – 1 метр.

Как только бор приблизился к камню, белые мелкие пылинки полетели во все стороны: Хамидэ, кстати, в свой день рождения совершенно спокойно и, казалось бы, легко, будто в руках у неё не тяжёлый инструмент, а пёрышко, стала вырезать узоры, превращая пустую поверхность камня в произведение искусства. Она работала концентрированно, не отвлекаясь на разговоры толпы, чётко следуя за рисунком, – показывая нам, как создаются барельефы, которые остаются на века. 

Хамидэ работает над созданием барельефа на мастер-классе.
Елена Купцова
Хамидэ работает над созданием барельефа на мастер-классе.

Мастер-класс длился около получаса, и за это время барельеф создать невозможно – мы увидели лишь очертания птицы. Закончив работу, Хамидэ сняла очки, и мы увидели её счастливое лицо. 

– Чтобы стать скульптором, мне пришлось уговорить родителей. В Иране считают, что художественное образование не приносит больших денег, поэтому детям не так просто получить одобрение семьи, – говорит Хамидэ. – Закончив университет, дальше я стала сама изучать различные техники работы с камнем, в том числе и древние. Как человек увлечённый, я совершенствовала своё мастерство постепенно, никогда не ставя финансовые вопросы во главе угла. А потом меня пригласили восстанавливать барельефы в Персеполь, древнеперсидский город на юго-западе Ирана, он находится под защитой ЮНЕСКО.

Мастер показывает скульптуры, которые она реставрировала для древнего города Персеполь.
Елена Купцова
Мастер показывает скульптуры, которые она реставрировала для древнего города Персеполь.

Пригласили Хамидэ – потому что она одна из немногих в мире, кто владеет древней техникой реставрации камня. Как объяснила скульптор, это стало возможным благодаря использованию только итальянского оборудования, аналогов которому в мире нет. Оно тяжёлое и быстро разогревается, может повредить пальцы. 

Работа с камнем требует большой физической силы, внимания и терпения.
Елена Купцова
Работа с камнем требует большой физической силы, внимания и терпения.

– Даже антишоковые перчатки не всегда спасают, – Хамидэ снимает их и показывает повреждённые руки. – Не каждый мужчина за это возьмётся, а из женщин, владеющих этой техникой, я единственная в мире. Меня пригласили в Москву, потому что камни здесь отреставрировать можно только на этом оборудовании.

Цифра
20
человек в мире, по словам Хамидэ, работают в сфере реставрации древних конструкций из камня. Иранский скульптор – единственная, кто владеет специальным оборудованием для восстановления самых сложных объектов.

Хамидэ живёт в Москве уже два года – и за это время она создала четыре барельефа и через два месяца планирует закончить двухметрового грифона, который будет украшать вход в особняки со стороны Богоявленского переулка. И надеется, что он станет новой достопримечательностью Москвы. 

– Когда я начала работать над этим проектом – ушла мама. Отец без неё жить долго не смог и покинул этот мир спустя год. Я бесконечно благодарна моим русским коллегам и друзьям – даже несмотря на то, что языка не знала, чувствовала их поддержку и заботу. Москва дала мне импульс и силы продолжать работать. Здесь, в мастерской на Ильинке, я ощущала, как души родителей были рядом, уверена, они гордятся мной и работами, что я создала для Москвы. 

Хамидэ Алипур работает над барельефом в мастерской на Ильинке.
предоставлено пресс-службой Sminex
Барельеф с грифоном, созданный иранским скульптором для Москвы.
предоставлено пресс-службой Sminex
Барельеф со львом, созданный иранским скульптором для Москвы.
предоставлено пресс-службой Sminex
Барельеф с пардусом, созданный иранским скульптором для Москвы.
предоставлено пресс-службой Sminex
Барельеф с птицей Сирин, созданный иранским скульптором для Москвы.
предоставлено пресс-службой Sminex
Хамидэ Алипур работает над барельефом в мастерской на Ильинке.1/5