
За более чем 25 лет увлечения иконописью Хироко Кодзуки написала 30 икон. Почти все их можно увидеть сегодня на стенах выставочного зала во Дворце царя Алексея Михайловича – здесь показывают 23 иконы. Рядом с ними разместили 10 икон XVII–XIX веков из собрания самого Коломенского: собранные в пары канонические образы Благовещения, Георгия Победоносца и Богоматери показывают сходство и разницу древней и современной живописи.
– Из своего собрания мы выбирали памятники, которые схожи с работами Хироко Кодзуки иконографически: так мы хотели подчеркнуть, что в её творчестве сохраняется древняя традиция иконописания, но при этом у него есть свои стилистические особенности, – рассказывает Metro куратор выставки, искусствовед Ирина Родионова. – Например, на одежде фигур икон японской художницы очень динамично проработанные складки, но при этом у изображений довольно мягкая цветовая палитра. В частности, это очень хорошо заметно при сравнении иконы из нашего собрания "Спас в силах", для которой характерен яркий контраст красного и синего, с иконой художницы на тот же сюжет, где цветовое сочетание более мягкое. У Хироко Кодзуки мягкая, деликатная палитра.


Подобранные в пары древние и современные иконы, по замыслу организаторов, призваны показать, как традиционное искусство преодолевает границы времени, географии и вероисповедания, как духовное наследие не замыкается в рамках одной эпохи или культуры. Художница, вдумчиво изучая наследие выдающихся иконописцев, воссоздаёт не только технические приёмы, но и сакральную глубину образов, наполняя их созерцательным спокойствием, свойственным японской эстетике.
Хироко Кодзуки не впервые показывает свои иконы в России, причём не только в столице – её выставки также проходили в Оренбурге и Волгограде. Два года назад художница подарила свой образ Николая Японского в Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани по просьбе его настоятеля, который увидел её работы на выставке в Москве. Конечно, большую роль играет здесь и сама по себе личность художницы – удивительной японской женщины, которая уже много лет предана искусству написания православной иконы.

Хироко Кодзуки впервые оказалась в России 40 лет назад, в 1985 году. Девушка-искусствовед, изучавшая в университете французское средневековое искусство, очень хотела узнать русское, поэтому с восторгом встретила возможность поехать в Москву с мужем-дипломатом. В те годы свободно путешествовать по стране она не могла, а многие церкви были закрыты, что не остановило юную исследовательницу. Она побывала в Троице-Сергиевой лавре и, вернувшись в Японию, продолжила изучать русскую живопись: выпустила книжную серию об Эрмитаже и преподавала искусство в университетах.
– Я узнала, что в советский период большое количество икон было утрачено и продано в другие страны, – говорит Хироко Кодзуки. – Однако простые люди продолжали хранить их дома и молиться. Такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация вызывала желание больше узнать о религии и искусстве русских людей. И именно поэтому я начала писать иконы.
Через 10 лет, в 1990-е годы, Хироко вернулась в Москву вместе с мужем и стала посещать Международный женский клуб, который создали жёны экспатов для общения. Там она познакомилась с американкой русского происхождения, которая писала иконы, и поняла, что тоже хочет этому учиться. Хироко Кодзуки присоединилась к существующей и сегодня школе иконописания "Просопон" и стала посещать их мастер-классы в православных местах по всему миру, всё больше и больше погружаясь в тайны религиозной живописи.


Вот уже более четверти века Хироко Кодзуки, сейчас проживающая в Японии, продолжает писать русские иконы. По её словам, это увлечение подарило ей много друзей в России. Она по-прежнему ходит в синтоистский храм, но отмечает и православное Рождество. Сейчас у художницы уже есть внучки, которым она подарила написанные ею иконы Божией Матери. "Потому что я от всего сердца хочу, чтобы эти иконы защищали их в жизни", – поясняет Хироко Кодзуки.
– Моя наставница Елена спрашивает меня каждый раз, когда я заканчиваю икону, испытываю ли я радость, – рассказывает художница. – Это сложный вопрос. Ответ – и да и нет. Ведь закончить икону, к которой я испытываю любовь, очень приятно, но в то же время я понимаю, что до чувства удовлетворения ещё далеко. Я надеюсь и дальше работать, вдохновляясь прекрасными русскими иконами, чтобы однажды благодаря им достичь настоящего счастья.