Наше путешествие началось на "Кропоткинской" (до 1957 года она носила название "Дворец Советов") – самой необычной станции для первой очереди строительства Московского метрополитена.
![К каким решениям прибегали архитекторы в метро и где там искать двойную тень](https://static.gazetametro.ru/media/20240501190556/ccfb649fe20e8a6b16a56826ae98c87df37034a612142d19ac61ee5437baea7d.jpg)
Долгое время её оформление держали в тайне, ведь станционный зал должен был стать подземной частью Дворца Советов, который так и не был построен из-за войны.
Решение нашёл и воплотил архитектор Алексей Душкин.
– Это станция мелкого заложения колонного типа: такие сложно интересно обыграть, – рассказывает Metro экскурсовод Мария Никитина. – Но архитектора вдохновил Древний Египет.
Пространство станции напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами в виде цветов лотоса. Они и есть главная особенность станции, за которую Душкин поместил освещение.
– Свет в метро нужно за что-то прятать, к примеру за мраморную облицовку, – объясняет экскурсовод. – А в условиях сокращённого количества средств такую облицовку архитектору не согласовали. Поэтому Душкин на свои деньги заказал колонны в мастерских по изготовлению слепков Пушкинского музея. Источники света установил сверху. И только после этого проект согласовали.
А вот на "Парке культуры" Сокольнической линии метро освещение было открытым.
– В проектировании станции участвовал архитектор Георгий Крутиков, автор "Летающего города", – поясняет Мария. – По его проекту на станции освещение обеспечивалось массивными "перевёрнутыми" люстрами над платформой и полусферическими плафонами над путями.
Однако в 1960-х люстры заменили люминесцентными лампами, а плафоны демонтировали. На станции осталось глазурованное покрытие из плитки на стенах – оно тоже участвует в освещении. Когда поезд идёт, свет от его фар словно по телеграфу передаётся на станцию. Таким образом, мы видим его заранее.
![Для станции "Октябрьская" Кольцевой линии метро архитектор Леонид Поляков создал светильники в форме горящего факела – символа победы](https://static.gazetametro.ru/media/2024050120050/77bc4dfa3af46dda7d55457ede6252b44b86c2701f26defcb641cf1d41be80c0.jpg)
Переходя на "Парк культуры" Кольцевой линии, узнаём, что этот вестибюль появился не так уж и давно. Раньше на его месте был южный вестибюль станции. Но в 1950-х его перестроили. И теперь над москвичами парит купол, повторяющий тот, что на Древнем Пантеоне.
Спускаемся на станцию, и вдруг Мария обращает наше внимание на барельефы Иосифа Рабиновича с различными видами досуга – катание на коньках, шахматы, футбол.
– Посмотрите, здесь на барельефе тень влево, а у девушки – вправо, – подмечает наш экскурсовод.
![Те самые двойные тени на барельефе на станции "Парк культуры"](https://static.gazetametro.ru/media/2024050120050/9a56828039b7323bdb96e9e70b3b7d296568135b1d38089a364acccc15529980.jpg)
Дело в том, что архитектор станции Игорь Рожин установил фонари, напоминающие китайские фонарики, не напротив рельефов, а между ними. Из-за этого тень на работах Рабиновича двойная.