К каким решениям прибегали архитекторы в метро и где там искать двойную тень

Экскурсия "Свет в метро" от Евразийской премии "Золотой Фотон. Выбор умного города" по столичному метрополитену помогла узнать, как Алексей Душкин спрятал свет в колонне-лотосе, а Леонид Поляков – в горящем факеле
К каким решениям прибегали архитекторы в метро и где там искать двойную тень
Александр Курковский
Колонны на станции «Кропоткинская», которые помогли скрыть источники света

Наше путешествие началось на "Кропоткинской" (до 1957 года она носила название "Дворец Советов") – самой необычной станции для первой очереди строительства Московского метрополитена.

Долгое время её оформление держали в тайне, ведь станционный зал должен был стать подземной частью Дворца Советов, который так и не был построен из-за войны.

Решение нашёл и воплотил архитектор Алексей Душкин.

– Это станция мелкого заложения колонного типа: такие сложно интересно обыграть, – рассказывает Metro экскурсовод Мария Никитина. – Но архитектора вдохновил Древний Египет.

Пространство станции напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами в виде цветов лотоса. Они и есть главная особенность станции, за которую Душкин поместил освещение.

– Свет в метро нужно за что-то прятать, к примеру за мраморную облицовку, – объясняет экскурсовод. – А в условиях сокращённого количества средств такую облицовку архитектору не согласовали. Поэтому Душкин на свои деньги заказал колонны в мастерских по изготовлению слепков Пушкинского музея. Источники света установил сверху. И только после этого проект согласовали.

А вот на "Парке культуры" Сокольнической линии метро освещение было открытым.

– В проектировании станции участвовал архитектор Георгий Крутиков, автор "Летающего города", – поясняет Мария. – По его проекту на станции освещение обеспечивалось массивными "перевёрнутыми" люстрами над платформой и полусферическими плафонами над путями.

Однако в 1960-х люстры заменили люминесцентными лампами, а плафоны демонтировали. На станции осталось глазурованное покрытие из плитки на стенах – оно тоже участвует в освещении. Когда поезд идёт, свет от его фар словно по телеграфу передаётся на станцию. Таким образом, мы видим его заранее.

Для станции "Октябрьская" Кольцевой линии метро архитектор Леонид Поляков создал светильники в форме горящего факела – символа победы
Александр Курковский
Для станции "Октябрьская" Кольцевой линии метро архитектор Леонид Поляков создал светильники в форме горящего факела – символа победы

Переходя на "Парк культуры" Кольцевой линии, узнаём, что этот вестибюль появился не так уж и давно. Раньше на его месте был южный вестибюль станции. Но в 1950-х его перестроили. И теперь над москвичами парит купол, повторяющий тот, что на Древнем Пантеоне.

Спускаемся на станцию, и вдруг Мария обращает наше внимание на барельефы Иосифа Рабиновича с различными видами досуга – катание на коньках, шахматы, футбол.

– Посмотрите, здесь на барельефе тень влево, а у девушки – вправо, – подмечает наш экскурсовод.

Те самые двойные тени на барельефе на станции "Парк культуры"
Александр Курковский
Те самые двойные тени на барельефе на станции "Парк культуры"

Дело в том, что архитектор станции Игорь Рожин установил фонари, напоминающие китайские фонарики, не напротив рельефов, а между ними. Из-за этого тень на работах Рабиновича двойная.