
Елена Мочаловская, учитель русского языка в школе № 1384
Сочинение "Как я провёл лето" я считаю традиционным. Сейчас это не обязательное требование программы, а скорее инициатива нас, учителей, ведь нам действительно интересно узнать, как ребята провели свои каникулы, и для них самих это хороший способ выразить на бумаге самые лучшие моменты их лета.

Самые первые такие сочинения я получила на проверку от 9-го класса целых 16 лет назад. Запомнилось одно, где ученик рассказывал о том, как побывал в деревне у бабушки и дедушки где-то в глубинке. Оно было очень простым по структуре, но невероятно трогательным. Мальчик рассказывал о том, как ходил с дедом на рыбалку, как светило солнце в лесу, и это тронуло меня до глубины души.
Раньше таких сочинений было гораздо больше, сейчас дети чаще пишут о поездках с родителями куда-нибудь на море, за границу или по России. Современные школьники путешествуют гораздо больше, чем предыдущее поколение, это могу сказать точно.
Однажды был такой случай – один из моих учеников написал о том, как летом работал волонтёром и помогал пожилым людям. Часть сочинения он построил, как диалог с бабушкой, к которой ходил. Меня настолько поразило написанное, что я сначала даже усомнилась в том, что он написал правду. Даже решила позвонить его маме, которая подтвердила, что да, такое действительно было. До сих пор считаю это одним из самых трогательных сочинений из всех, что я читала.
Наталья Сопот, учитель русского языка в лицее "Вторая школа" имени В. Ф. Овчинникова
Первые свои сочинения "Как я провёл лето" я получила более 15 лет назад. Помню, что работы были очень разные – кто-то рассказывал о поездках, кто-то ездил в детский лагерь и завёл там новых друзей. Тогда была очень популярна дачная тематика – много кто ездил к бабушкам-дедушкам, жившим в деревне. И очень цеплял в них именно деревенский быт, который детям всегда был в новинку.
Сейчас рассказов о приключениях в деревне уже не встретишь, но и сами сочинения изменились. Каждый раз я стараюсь модернизировать тему, например "Три самых ярких кадра этого лета" или "Символ вашего лета". Самим ребятам очень нравится формат путевых заметок, в котором они рассказывают о том, куда ездили куда-то с родными и близкими.

Пару лет назад один из учеников сделал для меня настоящий путеводитель по летнему путешествию, в которое он отправился с родителями, – с фотографиями, рисунками, нарисованными картинками обозначал точки своего маршрута. Это безусловно была запоминающаяся работа, сколько души в ней было! Всегда радостно читать сочинения, в которых есть радость жизни, отдых и впечатления, которые могут быть именно в детстве.
Любовь Мироненко, учитель русского языка в школе имени Н. М. Карамзина
Для меня сочинения "Как я провёл лето" – это всегда момент, когда ребёнок искренне делится с тобой самыми яркими впечатлениями от каникул. Это подтвердил текст, который я получила в первый год своей работы.
Помню, одна из восьмиклассниц сказала мне, что не успевает сдать работу вовремя, потому что (внимание!) в её доме кончились тетради! Конечно, я была в замешательстве, но пошла навстречу и согласилась подождать. В итоге, она принесла мне сочинение, которое занимало полностью одну 16-листовую тетрадь и половину ещё одной такой же. В нём она рассказывала, как жила у бабушки в Тверской области, о друзьях, о сборе ягод и походах на речку. От неё она узнала, что в годы войны она и другие жители деревни готовили хлеб из местных трав и называли его "тошнотиком". Даже сама отправилась в лес искать те самые травы.

Мои ученики очень любят писать сочинения. Я учу их писать так, будто они пишут не только для меня, но и для тех, кто может стать их читателями. Благодаря этому они стараются – изощряются в средствах выразительности, вспоминают смешные истории. Однажды мы даже опробовали формат древнерусской летописи – ребята пытались выражаться в старорусском стиле, копировали элементы настоящих летописей, даже даты подписывали как в старину, и это был уникальный опыт.
Многие говорят, что современные дети погрязли в соцсетях и гаджетах, но я уверена, что на самом деле ничего сильно не изменилось. Дети всё так же ждут летних каникул, гуляют, купаются, читают книжки (это можно сделать теперь и в телефоне!) и проводят время с друзьями – в общем, делают всё то же самое, что делали мы, наши родители, бабушки и дедушки. Это только кажется, что они всегда в телефонах. Их нужно просто заинтересовывать этой жизнью, и они обязательно откликнутся на это.