
"Больше всех к переходу в бег подталкивала девушка"
Какой была ваша карьера в лыжах?
– У меня отец – тренер по лыжным гонкам. Он работает с детьми. Сначала я тренировался у него, потом попал в другую группу подготовки на базе в Сарове. Постепенно пришли хорошие результаты, я стал бронзовым призёром Всероссийских соревнований и мастером спорта России, был в составе юниорской и молодёжной сборных страны.
Как и почему случился переход в бег?
– Я уже когда-то думал о нём. Среди лыжников выигрывал кросс на летнем чемпионате России 3 года подряд. В июле я решил съездить в Москву на Большой фестиваль бега по Садовому кольцу. Приехал после двух тренировок: имитации (прыжков в горку с лыжными палками – Прим. ред.) и лыжероллеров. Попробовал – и получилось второе место. Обсудил это с тренерами, решили, что пора переходить.
Ваша девушка – профессиональная лыжница. Теперь у вас не сходятся календари. Это было фактором, который тормозил ваш переход в бег?
– Наоборот, она тот самый человек, который больше всех подталкивал меня к переходу ещё в мае. Да, календари разные, но мы как-нибудь потерпим.
Какие эмоции испытали, поняв, что можете конкурировать с лучшими бегунами страны?
– Это удивило. Естественно, приятно, когда бегал где-то у себя, пришёл – и соревнуешься с элитными спортсменами. Это необычно.
А как они отреагировали на неожиданное появление конкурента?
– От некоторых спортсменов даже получил поддержку. Может, удивлялись, но мне об этом не сообщали. Кто-то пытался вызвать хейт, но всё это в итоге вылил на себя.
Ваш соперник Ринас Ахмадеев и его тренер Анастасия Слепнёва раскритиковали вас за то, что на Московском марафоне на дистанции 10 км вы якобы отсиделись у него за спиной, а уже перед финишем обогнали его. Вас задели их слова?
– Нет, но это было некрасиво со стороны Ринаса. Это же спорт, тут каждый делает, как может. Проигрывает слабейший, выигрывает сильнейший. В лыжах то же самое. Кто-то держится за соперниками, а на финишной прямой обходит их. Давайте за это начнём говорить всякие гадости.
Возможно, дело в какой-то солидарности. На чемпионате России по полумарафону мы с Артёмом Поповым менялись и разобрались на финише. Ни у кого никаких претензий не было.
"Надо придраться к чему-нибудь, чтобы оправдать легкоатлетов"
Как сильно поменялись тренировки?
– Абсолютно разные методики подготовки. Ребята тренируются по-другому: работ больше, нет такого разнообразия, как в лыжах. Там тебе и имитация, и кросс, и роллеры разные. Здесь всегда одно и то же: бегать, просто с разной интенсивностью и рельефом. Конечно, это немного скучновато. Когда есть разнообразие, голова отдыхает прежде всего, а когда одно и то же, она начинает вскипать.
Реально ли оставлять привычные лыжные тренировки после перехода?
– У нас сейчас, вроде как, межсезонье началось, и мы катаемся на роллерах. 15 ноября поедем на сбор – будем смотреть, получится ли включать такие тренировки. Пока планируем их оставить.
На чемпионате России до 23 лет вы победили, но были дисквалифицированы из-за неправильных кроссовок. Как это переживали?
– Естественно, все расстроились, но на этом же соревнования не закончились. Всё равно все видели, кто выиграл. Эти кроссовки ничего не дали на дорожке, а только ухудшили результат. Потом в шиповках я пробежал даже быстрее.
Вопрос, почему спортсмена не в тех кроссовках допустили, а дисквалифицировали только после того, как он выиграл. Не только я выступал в такой обуви – и ничего. В Токио на чемпионате мира финиш был на стадионе, а бежали они в тех же запрещённых кроссовках.
А тут человек, которого никто не знает, выигрывает – конечно, надо придраться к чему-нибудь, чтобы оправдать легкоатлетов. Но, возможно, мне этот случай даже на пользу пошёл. Обо мне больше народа узнало, мне стали предлагать контракты по обувной линии.
Что больше всего запомнилось за первый беговой сезон?
– Пока всё нравится. Стартов ещё было не так много. Любимых трасс не появилось, но одна из самых значимых гонок прошла в Ярославле (Сергей выиграл там чемпионат России по легкоатлетическому марафону – Прим. ред.).
Бег для вас теперь – это кайф или рутина?
– Я в принципе люблю бегать, поэтому мне это приносит удовольствие. Пока я узнаю, что к чему, это нельзя назвать рутиной. Когда полностью погружусь, отношение и ощущения будут другими. Но в межсезонье я вообще занимаюсь чем хочется: катаюсь на лыжероллерах, недавно в поход на Архызе сходили.
"Марафон манит, но его не будет ещё долго"
Недавно Владимир Никитин в этом сезоне побил рекорд страны в беге на 10 км, а потом стал первым россиянином в истории, пробежавший полумарафон быстрее часа. Он для вас ориентир?
– Мы соревновались в тот же день, что и Никитин, когда он бежал тот полумарафон. Поэтому весь его забег не смотрел, но увидел финиш и интервью, порадовался за него очень сильно. Это очень хорошее достижение. Владимир – сильный спортсмен, за которым стоит стремиться. Он один из самых титулованных атлетов России и ориентир для остальных бегунов страны.
Реально ли вам его обогнать?
– Не знаю, не занимаюсь прогнозами. Узнаем в ближайшем будущем.
А какая у вас любимая дистанция?
– Полумарафон. Он длинный, проще мне даётся. Забег на 10 км короткий, там сразу надо быстро бежать. А тут можно чуть втянуться и работать в своём темпе. Я всегда тяготел к длинным дистанциям. Но будут также и «десятки», и «пятёрки».
А марафон вас не манит?
– Меня манит (смеётся – Прим. ред.). Но его не будет ещё долго. Пока акцент больше идёт на «десятки». Но на следующий сезон не ставили целей и не составляли календарь. Будем этим заниматься уже на сборе. Сейчас есть время немножко отдохнуть, а потом стартуем в Кисловодск с командой и тренером.
В чём видите феномен популяризации бега?
– Когда я в первый раз приехал на соревнования в Москве, удивился, что в них участвует очень много народа. И люди это делают просто за идею, ради кайфа. Им нравится это.
Бег – самый доступный вид спорта. Из экипировки надо по-минимуму: кроссовки, майка, шорты – и побежали. Ехать никуда не надо: можно просто выйти из дома. В лыжных гонках нужны и лыжи, и палки, и ботинки, и много одежды. Ещё и надо доехать до специализированной трассы, если лыжи классические – намазать их. Много заморочек.