Как победить в споре: советы психолога помогут вам быть максимально убедительным

Спорить тоже нужно уметь: давайте высказаться оппоненту, не отвлекайтесь на мелочи и добивайтесь того, чтобы вас точно услышали
Как победить в споре: советы психолога помогут вам быть максимально убедительным
fizkes/Shutterstock
Спорим мы и на работе, и придя домой. Без этого никуда.

Умение договариваться и находить общий язык с окружающими – одно из самых важных в нашей жизни. Но, к сожалению, иногда мы даём волю своим эмоциям и даже самый обычный разговор внезапно превращается в спор, а уже затем и в ссору. Как научиться экономить свои силы и правильно договариваться с людьми, Metro рассказала кандидат психологических наук, автор телеграм-канала "Матушка Лень" Елена Мильто.

– Прежде всего, к любому важному разговору, если вы хотите, чтобы он прошёл успешно, нужно готовиться заранее. Причём обдумывать нужно не только то, что будете говорить, но и где и как вы будете это делать,– говорит эксперт. – Назначьте время и место, удобное для обеих сторон. Заранее отпустите все негативные и просто сильные эмоции, продумайте тактику ведения переговоров, где не придётся нарушать границы собеседника и не будет позволено нарушать ваши. А ещё будет нелишним  договориться о "стоп-слове". Если один из спорящих будет произносить его, второй должен будет остановиться и взять паузу.

Не менее важно иметь чёткое представление о том,  чего в итоге вы хотите добиться.

– Перед началом беседы чётко сформулируйте свою цель – тему и перечень вопросов для обсуждения. Также важно предоставить своему визави возможность изучить их и внести свою лепту. Пропишите для себя идеальный результат и тот, на который сможете компромиссно согласиться. Таким образом вы обозначите ориентиры, которые помогут всем оставаться при своих интересах, – говорит Елена. – В некоторых случаях будет полезно подобрать аргументацию, желательно заверенную документально. При этом не будьте упёртым. Следуйте своим прописанным интересам, но также имейте возможность для гибкого манёвра.

Помните, что любые попытки ввести собеседника в заблуждение, обмануть его всегда сильно неэффективны и ресурсозатратны.
Елена Мильто


Ещё одной ошибкой будет не определить заранее уровень ресурсозатратности, говорит эксперт.

– Ещё на берегу решите, сколько по времени вам будет комфортно общаться, и следуйте за выбранными временными границами: не спешите и не растягивайте. Если это разговор об оплате вашей работы, то не завышайте и не занижайте цену, уважайте свой труд: определите свой финансовый минимум и максимум и далеко от него не отходите, – объясняет Елена. – Общаясь же по поводу отношений, не унижайте собеседника и не поддавайтесь на его манипуляции. Помните, что любые попытки ввести в заблуждение, обман и прочее всегда сильно неэффективны, ресурсозатратны и в конечном счёте ведут не туда.

Даже если человек, с которым вы спорите, не вызывает у вас положительных эмоций, всегда соблюдайте этику общения.

– У вас не должно быть предвзятого отношения к оппоненту, представляйте его прекрасным человеком, а не суперзлодеем, тогда договориться будет гораздо проще. Не переходите на личности. Осуждение, уничижение и обесценивание – "кто вы – кто я" к результативным договорённостям не приведут, – объясняет эксперт. – Только партнёрское отношение друг к другу даст результат. Настраивайся на диалог равного с равным по эмоциям и рациональности.

Ошибки в общении:

Помните, разговоры про политику, религию, финансы и воспитание часто становятся причиной серьёзных ссор. Избегайте этих тем. 

Лучше избегать обсуждений третьей стороны. Не упоминайте в разговоре чужих мнений.

Эффективный диалог – разговор глаза в глаза без третьих лиц. 

Сплетни не добавят плюсов к вашему имиджу. Лучше не начинать.

Уметь верно строить диалог тоже надо уметь.

– Отвечать на любые поставленные перед вами вопросы нужно развёрнуто. При этом попросите оппонента делать то же самое, по необходимости уточняйте и переспрашивайте, – говорит психолог. – Не ведите монолог и не позволяй это делать собеседнику, не будь агрессивным, но добейтесь того, чтобы вас услышали. В то же время не совершайте распространённую ошибку – не отвлекайтесь на телефон, компьютер, почту и всё, что не касается разговора. Это не приведёт к желаемому результату. А вот к конфликту легко. Ведь человек решит, что неинтересен вам. Также важно не впадать в крайности, сначала услышать другого, а потом говорить самому, узнав противоположную точку зрения.

Ну и последний совет: никогда не начинай разговор "в лоб" с ультиматума, продажи или просьбы. Этот подход ограничит диалог, может сразу же создать конфликтную ситуацию, выбраться из которой будет очень и очень трудно.