Как психологически подготовиться к ЕГЭ

ЕГЭ – важный для выпускника экзамен. Нервное напряжение копится, достигает пика во время самого экзамена и мешает вспомнить то, что так долго и старательно учил. О том, как избежать паники и страха на экзамене, поговорили с экспертом
Как психологически подготовиться к ЕГЭ
Kiselev Andrey Valerevich / Copyright (c) 2023 Kiselev Andrey Valerevich / Shutterstock
Подготовка к ЕГЭ должна идти в двух направлениях – содержание предмета и изучение формата.

– ЕГЭ – это экзамен в определённом формате, и подготовка к нему всегда идёт в двух направлениях – содержание предмета и изучение формата, – рассказывает Metro Николай Ягодкин, эксперт по методикам обучения. – Ребёнок должен чётко понимать, как проходить экзамен в формате ЕГЭ, и оттренировать его. Для этого и проводятся пробники перед экзаменом. 

Эксперт рекомендует писать пробники много раз подряд, причём полностью по всем правилам. Но времени на выполнение заданий брать меньше: вместо 4 часов – 1,5–2 часа. 

– Тогда у ребёнка будет больше уверенности, что большая часть заданий решается именно за это время, и не будет зависания на сложных заданиях, – объясняет эксперт. – За 4 часа можно сдать 2 ЕГЭ, а не 1. Таким образом натренируется скорость. Кроме того, сдавая каждый день хотя бы по 1 ЕГЭ, сформируется привычка, которая даст спокойствие. Школьник будет думать: если я за 2 часа получаю сколько-то баллов, то уж за 4 я получу хотя бы немного больше. У него будут совершенно адекватные ожидания и не будет тревоги, потому что тревога возникает тогда, когда мы не можем спрогнозировать свои ожидания. 

ЦИТАТА
ЕГЭ – это экзамен в определённом формате, и подготовка к нему всегда идёт в двух направлениях – содержание предмета и изучение формата.
— Николай Ягодкин, эксперт по методикам обучения

Специалист рекомендует тренировать формат написания экзамена по специальному алгоритму, благодаря которому ребёнок научится максимально эффективно использовать время на экзамене. 

– Сначала вы берёте листочек и прочитываете все задания. И понимаете: большинство из них мне знакомы, я знаю или догадываюсь, как их решать, – рассказывает эксперт. – Дальше начинаете решать с самых простых. Если встречаете задание, которое непонятно, как решается, или в котором вы упёрлись в расчётах и рассуждениях, вы его пропускаете. Ваша задача – разогнаться и ни в коем случае не останавливаться, иначе вы будете переживать и на этом сольёте много энергии. Таким образом вы быстро пройдёте по всему ЕГЭ до самого конца, сделав то, что можете. А потом, если осталось время, идёте по второму кругу и решаете уже более сложные задания. 

Также педагог рекомендует провести с ребёнком беседу по поводу того, что непоступление – это не конец жизни. И обсудить, что будете делать, если ЕГЭ сдаётся на низкий балл. 

И тут разные варианты – пойти на платное обучение или взять целый год на подготовку.

– Многие думают, что потерять год очень страшно. А я считаю, что страшно потерять 5 лет в плохом вузе, не получив нормальной специальности и проучившись среди посредственных преподавателей и студентов. Ведь высшее образование – это не книжки и курсы, а среда, связи и контакты, – рассуждает Николай Ягодкин. – Я, например, не поступил в нормальный вуз и год готовился к сдаче ЕГЭ. И это потрясающее время, потому что ты можешь готовиться каждый день – тебе не нужно ходить в школу, и ты занимаешься по двум предметам, по сути, в 5 раз больше, чем любой школьник. У меня было 10 пар физики и 10 пар математики в неделю – столько, сколько за 5 лет обычный ученик проходит с репетитором. И я вышел на сдачу ЕГЭ отдохнувшим, хоть я параллельно ещё и работал. 

ЕГЭ – это не тот экзамен, результаты которого можно серьёзно изменить за 1–2 дня, добавляет эксперт. Поэтому день перед экзаменом желательно провести на природе, чтобы на экзамен прийти отдохнувшим. 

– Состояние, в котором ребёнок приходит на экзамен, может повлиять как на плюс 10, 20, 30% к результату, так и на минус 30%, – уверяет специалист. – Поэтому не стоит ждать от ребёнка определённого балла и говорить, что только с этим баллом мы тебя будем любить.