Как родителям понять, готов ли ребёнок к тому, чтобы отправиться в первый класс

Для того чтобы родители смогли сказать: мой ребёнок умеет читать, они должны научить его не механически произносить буквы, а понимать смысл прочитанного
Как родителям понять, готов ли ребёнок к тому, чтобы отправиться в первый класс
Photographer: Losevsky Pavel / pressfoto.ru
Чтобы ребёнку нравилось в школе, он должен быть к ней готов.

Многие родители никак не могут найти для себя ответ на вопрос, когда именно стоит отдавать ребёнка в школу. Кто-то спешит, надеясь быстрее завершить 11 классов и тем самым выиграть время на спокойное поступление в вуз. Кому-то хочется наконец "отправить" чадо во взрослую жизнь, а кто-то, наоборот, жалеет сына или дочь и хочет подольше уберечь от проблем за маминой юбкой. Наталия Дербенёва, практикующий психолог и сооснователь детского сада Infant School, рассказала Metro, как с точностью определить, что ребёнок готов идти в школу.

Когда отправлять ребёнка в школу? 

– 7 лет – вполне определённая граница поступления в школу. Не стоит стремиться отправить ребёнка в школу раньше, потому что в 6 лет он ещё не готов ни эмоционально, ни психофизиологически. Лучше не торопиться, а до 6,5–7 лет заниматься подготовкой к школе, спортом и разными творческими занятиями. А вот 8 лет – самое время, – говорит эксперт.

Родители могут самостоятельно оценить готовность ребёнка к школе по следующим пунктам:
– Знание алфавита и умение складывать буквы в слоги и слова.– Развитая речь.– Знание счёта и выполнение простых примеров. – Знание правил движения и безопасности для пешеходов: переход дороги только по зебре, на красный сигнал светофора переходить нельзя и т. д.– Знание простой информации о себе и своей семье. Например, домашний адрес, ФИО родителей и место работы.– Самостоятельность в вопросах гигиены и самообеспечения. Ребёнок должен уметь одеваться и обуваться самостоятельно, а также умываться, чистить зубы и т. п.– Усидчивость и умение концентрироваться (необязательно на все 100%, но начало должно быть положено).– Настроенность на учёбу и понимание того, что ждёт его в школе.– Умение вести себя, здороваться со взрослыми, сообщать о своих нуждах и коммуницировать со сверстниками.– Физическая готовность, которую можно определить с помощью диспансеризации.


Нужно или не нужно уметь читать?

– По закону уметь читать для того, чтобы поступить в первый класс, необязательно, но зачастую желательно. Родителям важно понимать, что подразумевается под чтением и письмом. Письмо не ограничивается умением выводить буквы в прописях. Это ещё и навык держать ручку, закрашивать фигуры в пределах границ и в целом ориентироваться на листе, – объясняет эксперт. – Что касается чтения, если ребёнок прочитал текст, но не понял его смысла, то это не считается чтением как таковым, а учить ребёнка читать осмысленно ещё сложнее. Поэтому педагоги зачастую говорят, что лучше вообще не учить этому дошкольников самостоятельно: пересказывайте текст, учите наизусть стихотворения, всё это тоже отлично развивает. Хотя, конечно, если ребёнка чтению обучал профессионал и малыш может хотя бы по слогам прочитать текст и осмыслить его, то у него будет небольшая преференция при поступлении в школу.  

Как готовить?

В целом готовить ребёнка нужно. Но делать это можно по-разному.

– Домашней подготовки вполне может быть достаточно. Ребёнка можно и дома научить лепить, обводить фигуры и раскрашивать их, пересказывать тексты и выразительно рассказывать стихотворения. Подготовительные курсы сами по себе бывают разными, и в зависимости от программы, которую проходят с ребёнком, их прохождение может и не стать привилегией при собеседовании в школу, – объясняет специалист.

Надо ли делать уроки вместе?

Ответ на вопрос, стоит или не стоит делать уроки вместе с сыном или дочерью, зависит от уровня подготовки ребёнка. 

– Когда он достаточно самостоятелен, может удержать в голове какую-то многоступенчатую задачу и понять её, то, скорее всего, родителям и не придётся сидеть с ребёнком за уроками. Кроме того, в первом классе не должно быть слишком большого количества домашних заданий, – говорит эксперт. – Если же малыш не обладает самостоятельностью, у него нет опыта преодоления и он не умеет трудиться, то наверняка родителю придётся провести время за уроками. Как правило, это связано с тем, что с 6 до 7 лет, то есть во время подготовки к школе, ребёнок научился далеко не всему, что нужно первокласснику. 

Важно понимать, что нужно не делать уроки за сына или дочь, а просто контролировать их выполнение и помогать им по мере возможности. Когда родитель постоянно сидит над ребёнком во время выполнения домашних заданий, это негативно сказывается на отношениях в семье.
Наталия Дербенёва


– Если же ребёнку действительно сложно осваивать программу, например, из-за плохой зрительной памяти или нарушений логического мышления, то здесь возникает потребность в специалисте, который не только хорошо знаком со школьной программой, но и может научить малыша работать. Но привлечение такого педагога в начальной школе – скорее исключение, – объясняет Наталия. 

Ему в школе не нравится. Что делать?

– В первую очередь стоит разобраться с понятием "нравится". Школа – это совершенно новое, интеллектуальное занятие для ребёнка. Задача родителей в дошкольный период – объяснить, что такое школа, с чем ребёнку там придётся познакомиться и какие знания его ждут, – комментирует эксперт. – Для того чтобы малышу понравилась школа, у него должны быть довольно широкий кругозор и хорошие навыки коммуникации со сверстниками. Всё это складывается из прочитанных книг и разных умений, которые можно освоить с помощью домашней подготовки к школе. Конечно, если в процессе обучения вы замечаете какой-то перекос, то нужно пообщаться. Возможно, малышу некомфортно в школе, потому что у них слишком много детей в классе, крикливый педагог или постоянные конфликты с одноклассниками. На эту тему можно поговорить с педагогом или психологом, чтобы установить точную причину и найти решение.