Младшая школа: как приучить ребёнка, который только пошёл в школу, выполнять домашние задания

Если ребёнок ещё не стал учеником первого класса, подготовить его к выполнению домашней работы будет проще. Но и в младших классах приучить к ответственности возможно
Младшая школа: как приучить ребёнка, который только пошёл в школу, выполнять домашние задания
unsplash.com
Детей стоит готовить к школе заранее. Тогда и проблем с "домашкой" не будет.

Делать домашние задания любят далеко не все младшие школьники. Кому-то сложно справиться с материалом, особенно на ранних этапах обучения. Но большинство детей к этому занятию просто не приучили заранее. Педагог высшей квалификационной категории с 21-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Любовь Никифорова рассказала Metro, как помочь ребёнку самостоятельно справляться с упражнениями и задачками, которые ему задают в школе.

ДО ШКОЛЫ

Вырабатывайте самостоятельность

Начнём с того, что прививать ребёнку самостоятельность можно и нужно с самого раннего возраста (при правильном подходе – даже с рождения). Например, малыш должен научиться самоятоятельно убирать игрушки, пытаться поддерживать порядок в собственной комнате, помогать маме мыть посуду. Не обязательно делать всё и сразу. Но попытки должны быть обязательно.

– В данный момент у ребёнка как раз начинается такой возрастной период, который психологи называют "Я – сам". Не упускайте его, пусть ваш малыш сделает то, о чём просит. И всегда хвалите его даже за минимальные достижения. Просит понести вашу сумку – пожалуйста. Пронёс её (пусть даже несколько метров) – "большой умница", "мамина помощница". Весь период жизни до школы располагает к привитию самостоятельности. Это естественный процесс развития каждого нормального ребёнка. И родителям надо пользоваться этой ситуацией. Но обычно так не происходит. Всем нам нужно "побыстрее", а малыш замедляет процесс. Так что мы стараемся отказываться от его предложений. А потом сами же начинаем ругать ребёнка за то, что ему ничего не надо, что он не привык всё делать самостоятельно. Да, не привык, а кто виноват?

Настройте на ответственность

Ещё до того, как ребёнок пойдёт в школу, подготовьте его к этому мероприятию. Расскажите, что в школе интересного, как это хорошо – получать новые знания. Пусть понимает заранее, к чему готовиться. И обязательно предупредите, что ему будут задавать домашние задания, без которых не обойтись. Ведь они помогают запоминать и повторять пройденный материал.

– Такие беседы надо начинать за год до поступления в школу, ребёнку нужно адаптироваться к новой реальности, – говорит эксперт. – Если же он начнёт проявлять интерес к данной теме чуть раньше, надо обязательно его поддерживать. Так вы приучите сына или дочь к мысли, что школа – их "работа", их зона ответственности. Те же разговоры стоит вести с малышом, который уже пошёл в школу, но пока не очень понимает, куда и зачем он попал.

Мы редко позволяем ребёнку помочь нам в повседневных делах, а зря. Так он никогда не научится быть самостоятельным.
Любовь Никифорова

УЖЕ В ШКОЛЕ

Организуйте распорядок дня

Вырабатывайте у маленького школьника чёткий распорядок дня. Помните, выполнение различных дел в чётком порядке – это основа самодисциплины. Она, в свою очередь, снижает влияние стрессовых факторов и повышает работоспособность, что необходимо для успешной учёбы и самостоятельного освоения знаний.

– Составьте чёткое расписание на каждый день, учитывая всю возможную учебную и внеучебную занятость ребёнка, при этом оставьте время на обязательные прогулки и домашнее задание. Но при этом помните – ребёнок учится самодисциплине на вашем примере. Если вы будете до 12 валяться в постели, а затем в ней же завтракать, то ожидать от сына или дочери соблюдения расписания будет, по крайней мере, самонадеянно.

Установите чёткие правила

Домашние задания должны быть выполнены в установленное время (вы же составили режим дня?). Если какое-то задание вызывает большие затруднения, а вас ещё нет дома, то разрешите ребёнку оставить его до вашего прихода, чтобы вы смогли его объяснить. Но только уточните, что ничего выполнять за сына или дочь вы не будете.

– При этом учтите: если о трудности вам сообщают за 5 минут до сна, то для вас этой трудности не должно существовать, потому что всё должно быть сделано вовремя, – говорит эксперт. – Пусть ребёнок знает, что полученная двойка за невыполненное домашнее задание – это оценка его неорганизованности. И вы в этом тоже виноваты, потому что помогали развивать эту неорганизованность. Вы вместе получите урок – и в следующий раз подобная ситуация не повторится.

Проявляйте понимание

Если ребёнок устал, у него что-то болит, то он не способен ни выполнить задания самостоятельно, ни воспринять ваши объяснения. Пусть он идёт спать: лучше утром встать пораньше и на свежую голову всё выполнить, это будет и быстрее, и эффективнее.

– И ещё один важный момент: не пугайте ребёнка наказанием за плохие оценки. Любая двойка – показатель того, что он чего-то не понял или ему было плохо и он не смог сосредоточиться. Это всего лишь повод вернуться к материалу и ещё раз его повторить, – говорит эксперт. – В целом же в нелёгком пути усвоения знаний ребёнок должен понимать, что учёба – это его ответственность. Ещё он должен быть уверен, что вы всегда готовы ему помочь и поддержать, но при условии, что сначала он сам приложит усилия.