Как сын купца соединил великосветский фрак с крестьянской балалайкой и покорил весь мир

В Русском национальном музее музыки открылась выставка балалаек. Репортёр Metro узнал больше о народном треугольном инструменте
Как сын купца соединил великосветский фрак с крестьянской балалайкой и покорил весь мир
Василий Кузьмичёнок.
Дети увлечённо слушают балалайку.

– Феномен балалайки как Бермудский треугольник – никто не знает, откуда появился этот необычный инструмент. Почему балалайка треугольная? Почему на ней всего три струны? – рассуждает экскурсовод музея Ирина Трофимова. – Композитор Пётр Чайковский говорил о балалайке с восторгом: "Что за прелесть эта балалайка”. Скорее всего, прародителем струнной стала домра – это музыкальный инструмент русских, белорусов и украинцев. 

По словам Ирины, на балалайке играли только народные песни, но благодаря композитору Василию Андрееву она стала полноценным концертным инструментом. 

– В 1883 году молодой сын купца, прогуливаясь по своему имению, услышал игру на балалайке дворового – народного музыканта-виртуоза Антипки. Он понял, что этот звук эксклюзивный. Василий Андреев решил сделать балалайку самым популярным инструментом в мире, – продолжает экскурсовод. 

Композитор Василий Андреев с балалайкой в руках.
Василий Кузьмичёнок.
Композитор Василий Андреев с балалайкой в руках.

После композитор создаёт первый ансамбль “Кружок любителей игры на балалайке” и фабрику по производству трёхструнного инструмента. 

Ирина рассказывает, что этот ансамбль состоял из восьми человек. 

– Главной идеей Андреева было "соединить фрак с балалайкой". У него это получилось: благодаря купеческому сыну в 1889 году балалайка производит фурор на всемирной выставке в Париже, становится признанным символом русской музыкальной культуры, а кружок композитора переименовывается в “Великорусский оркестр”, – подчёркивает Ирина. 

После успешных концертов по Европе и Америке в струнный инструмент влюбляется российское дворянство. В российском обществе начинает распространяться новое хобби...

Ансамбль “Кружок любителей игры на балалайке” выступает в Париже.
Василий Кузьмичёнок.
Ансамбль “Кружок любителей игры на балалайке” выступает в Париже.

У Василия Андреева работал русский мастер Семён Налимов, который изготавливал уникальные балалайки с тонким звучанием для его оркестра. 

– Налимова называли “русским балалаечным Страдивариусом”. Около 300 инструментов было сделано его руками. Судьба большинства из них нам неизвестна, – добавляет Ирина Трофимова. 

Мастер Семён Налимов создал более 300 лучших балалаек в России.
Василий Кузьмичёнок.
Мастер Семён Налимов создал более 300 лучших балалаек в России.

Под балалайку пел оперный певец Фёдор Шаляпин – хороший друг Василия Андреева. 

– Однажды Шаляпин написал тёплые слова Андрееву: “Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго сердца сиротинку-балалайку. От твоей любви и тепла она превратилась в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир", – процитировала Ирина строки из письма оперного певца. 

Балалайка "Тройка". Фабрика им. А. В. Луначарского. Сделана из ели, клёна, металла и перламутра на первой Ленинградской фабрике щипковых инструментов.
Василий Кузьмичёнок.
Мастер Василий Маркелович Пензин считал себя мокшанином. При жизни Маркелович был самым популярным в ближайших сёлах исполнителем русских и мокшанских песен и сказок. В 1992 году мастер подарил необычную балалайку Ю. К. Рощевскому, сохранившему инструмент в своей личной коллекции.
Василий Кузьмичёнок.
Балалайка самодельная детская, трёструнная. Неизвестный автор. Сделана в Чувашии, село Чуварлей, середина XX века.
Василий Кузьмичёнок.
Балалайка "Тройка". Фабрика им. А. В. Луначарского. Сделана из ели, клёна, металла и перламутра на первой Ленинградской фабрике щипковых инструментов.1/3