"Каждый уголок Москвы я заносил на свои доски". Купеческая Москва в тёплых гравюрах Павлова

В Центре Гиляровского открылась выставка “Неуходящая Москва. Иван Павлов”. Репортёр Metro побывал на ней и, напротив, узнал, что ушло из Москвы навсегда
"Каждый уголок Москвы я заносил на свои доски". Купеческая Москва в тёплых гравюрах Павлова
Василий Кузьмиченок.
Ксилография в два тона была основным методом работ Ивана Павлова. В какой-то момент он начинает увлекаться моногравюрой и становится одним из первых мастеров в царской России. Варварские ворота, 1947 год.

Бахрушинская крепость – на месте “Полянки”

– Ещё подростком он начал заниматься гравюрой, потом открыл свою мастерскую, учился у Василия Матэ и Ильи Репина. В конце 19-го – начале 20-го века Павлов ощутил перемены родной и привычной для него старой купеческой Москвы, – рассказывает Metro куратор выставки Екатерина Соколова. – Он часто бродил по городу, фотографировал и просто запоминал дореволюционную жизнь будущей столицы. Одно из знаменитых мест – Бахрушинская крепость, которая находилась около современной станции метро “Полянка”. Там располагались ночлежки для бездомных.

Старая Москва. Бахрушинская крепость. 1947 год.
Василий Кузьмиченок.
Старая Москва. Бахрушинская крепость. 1947 год.

Грибной рынок у Кремля

В Российской империи у рынков не было названий. Москвичи называли их толкучками. Грибной рынок растягивался вдоль кремлёвских стен. Открывался он, правда, всего лишь один раз в году – осенью. На рынке собиралась практически вся Москва и закупалась грибами на целый год. В 1917 году излюбленное место москвичей закрыли из-за отравлений грибами и участившихся уличных краж.

Грибной рынок. Из альбома "Уходящая Москва", 1915 год.
Василий Кузьмиченок.
Грибной рынок. Из альбома "Уходящая Москва", 1915 год.

Английский клуб на Тверской

В клубе московские джентльмены играли в карты, обедали и обсуждали политику. К концу 19-го века денежный взнос стал настолько высоким, что не все могли себе позволить стать членами клуба. Впоследствии первые этажи здания решили сдавать в аренду лавочникам.

Ворота Английского клуба. Из альбома "Уходящая Москва", 1915 год.
Василий Кузьмиченок.
Ворота Английского клуба. Из альбома "Уходящая Москва", 1915 год.

Лубянская площадь уже не та

Лубянская площадь до 1930 года практически не имеет ничего общего с современной Лубянкой. Больше нет Проломных Владимирских ворот, Пантелеймоновской часовни и фонтана, сооружённого скульптором Иваном Витали. Городской фонтан выполнял роль водозаборного бассейна.

Лубянская площадь. Из серии "Старая Москва", 1947 год.
Василий Кузьмиченок.
Лубянская площадь. Из серии "Старая Москва", 1947 год.

Дом Якунчиковой в Кисловском переулке

В 1858 году московский меценат Василий Якунчиков приобрёл усадьбу в переулке, который по сей день называется Кисловским. В большом дворе находился колодец, а в сараях стояли лошади и кареты с пролётками. После 1917 года семью Якунчиковых выселили, а особняк перестроили в пятиэтажку, а потом достроили ещё два этажа. Сейчас на этом месте жилой дом.

Ворота дома Якунчиковой в Кисловском переулке. Из серии "Уходящая Москва", 1914 год.
Василий Кузьмиченок.
Ворота дома Якунчиковой в Кисловском переулке. Из серии "Уходящая Москва", 1914 год.