"Каждый уголок Москвы я заносил на свои доски". Купеческая Москва в тёплых гравюрах Павлова

В Центре Гиляровского открылась выставка “Неуходящая Москва. Иван Павлов”. Репортёр Metro побывал на ней и, напротив, узнал, что ушло из Москвы навсегда
Ксилография в два тона была основным методом работ Ивана Павлова. В какой-то момент он начинает увлекаться моногравюрой и становится одним из первых мастеров в царской России. Варварские ворота, 1947 год.
Василий Кузьмиченок.

Бахрушинская крепость – на месте “Полянки”

– Ещё подростком он начал заниматься гравюрой, потом открыл свою мастерскую, учился у Василия Матэ и Ильи Репина. В конце 19-го – начале 20-го века Павлов ощутил перемены родной и привычной для него старой купеческой Москвы, – рассказывает Metro куратор выставки Екатерина Соколова. – Он часто бродил по городу, фотографировал и просто запоминал дореволюционную жизнь будущей столицы. Одно из знаменитых мест – Бахрушинская крепость, которая находилась около современной станции метро “Полянка”. Там располагались ночлежки для бездомных.

Старая Москва. Бахрушинская крепость. 1947 год.
Василий Кузьмиченок.

Грибной рынок у Кремля

В Российской империи у рынков не было названий. Москвичи называли их толкучками. Грибной рынок растягивался вдоль кремлёвских стен. Открывался он, правда, всего лишь один раз в году – осенью. На рынке собиралась практически вся Москва и закупалась грибами на целый год. В 1917 году излюбленное место москвичей закрыли из-за отравлений грибами и участившихся уличных краж.

Грибной рынок. Из альбома "Уходящая Москва", 1915 год.
Василий Кузьмиченок.

Английский клуб на Тверской

В клубе московские джентльмены играли в карты, обедали и обсуждали политику. К концу 19-го века денежный взнос стал настолько высоким, что не все могли себе позволить стать членами клуба. Впоследствии первые этажи здания решили сдавать в аренду лавочникам.

Ворота Английского клуба. Из альбома "Уходящая Москва", 1915 год.
Василий Кузьмиченок.

Лубянская площадь уже не та

Лубянская площадь до 1930 года практически не имеет ничего общего с современной Лубянкой. Больше нет Проломных Владимирских ворот, Пантелеймоновской часовни и фонтана, сооружённого скульптором Иваном Витали. Городской фонтан выполнял роль водозаборного бассейна.

Лубянская площадь. Из серии "Старая Москва", 1947 год.
Василий Кузьмиченок.

Дом Якунчиковой в Кисловском переулке

В 1858 году московский меценат Василий Якунчиков приобрёл усадьбу в переулке, который по сей день называется Кисловским. В большом дворе находился колодец, а в сараях стояли лошади и кареты с пролётками. После 1917 года семью Якунчиковых выселили, а особняк перестроили в пятиэтажку, а потом достроили ещё два этажа. Сейчас на этом месте жилой дом.

Ворота дома Якунчиковой в Кисловском переулке. Из серии "Уходящая Москва", 1914 год.
Василий Кузьмиченок.