Контактная импровизация привлекает людей, которые готовы попробовать нечто новое

Корреспондент Metro на три часа погрузилась в пространство движения без слов, в котором люди импровизировали под громкую музыку
Контактная импровизация привлекает людей, которые готовы попробовать нечто новое
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Контактная импровизация подразумевает взаимодействие с другими людьми. В этом упражнении нужно полностью доверить руку партнёру.

Есть клип Дэвида Боуи на песню "Время будет тянуться" (Time Will Crawl), где разные люди – мужчины и женщины, белые и чёрные – странно взаимодействуют: они взлетают, падают, перекатываются, ловят и перехватывают, теряют и находят друг друга в пространстве. И при этом пребывают в постоянном, плавно текучем движении. 

Танцем в привычном смысле назвать это сложно.  Видео показалось мне необычным и запомнилось. Спустя почти двадцать лет удалось не только подобрать увиденному название – контактная импровизация, но и попробовать! 

"Импровизация в контакте с партнёром – это хорошая практика для самосовершенствования, которая позволяет телу стать гибче, а сознанию – пластичнее", – уверен тренер Юрий Львов.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
"Импровизация в контакте с партнёром – это хорошая практика для самосовершенствования, которая позволяет телу стать гибче, а сознанию – пластичнее", – уверен тренер Юрий Львов.
Контактная импровизация (КИ) зародилась в Америке в 1972 г. и позже сформировалась в международное движение и сообщество.  

Систему разработал хореограф Стив Пэкстон, который танцевал модерн, изучал балет, айкидо, тай-чи и йогу.  

КИ – это разговор, в котором нет заготовленной речи, все вопросы и ответы возникают во время телесного «разговора», и существует множество путей их выразить.


На вечерний класс в студию Yogaplatforma собралось восемь человек с совершенно разным опытом и уровнем подготовки. На двух парней пришлось шесть девушек. Выяснив, что каждый пришёл сюда за новым опытом, мы перешли к разминке. И три часа, в финале которых была импровизация под музыку, прошли для меня незаметно. 

Первое, что было нужно, – просто медленно походить. – Ощутите, как тело стопами соединяется с полом, – направляет нас инструктор Юрий Львов. Следующее задание – помахать руками в разные стороны как мельница. – Без усилий, не мешайте рукам свободно болтаться, учитесь чувствовать пружинистость вашего тела, – говорит он.  

После ещё нескольких нехитрых упражнений нам наконец предложили выбрать партнёра. Люди быстро нашли друг друга глазами, а несколько девушек ринулись к парням, которые были в дефиците. Впрочем, по ходу урока мы всё равно не один раз поменялись партнёрами, так что была возможность узнать и почувствовать, с каким настроением и характером двигается каждый. Одни были мягкие и тёплые, а  другие – уверенные, жёсткие и напористые.  

Эмоциональный пик пришёлся на упражнение, когда нужно было со всего маху "врезаться" в своего партнёра – сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.  – У меня  внутри постоянно срабатывал стоп-кран, и я замедлялась, – призналась потом одна девушка.

Согласитесь, в обычной жизни мы редко так делаем, разве что в час пик в метро. Но это уже совсем другие танцы, хотя и тоже импровизационные.

Два вопроса хореографу Анжелике Доний, которая стала организатором первых джем-классов по КИ

Хореограф Анжелика Доний стала первооткрывателем Контактной импровизации (КИ) в Москве
Фото предоставлено героем публикации / Фото предоставлено героем публикации
Хореограф Анжелика Доний стала первооткрывателем Контактной импровизации (КИ) в Москве

– Что даёт контактная импровизация? 

– Как и любой другой танец, она даёт физическое развитие и эмоциональное удовлетворение. Прикосновение в этой практике имеет важное значение, а один из принципов существования в КИ – это умение "слушать" кожей. 

– Всем ли подходит КИ? 

– Нет, есть люди, которые не способны пересечь границу друг друга. И это нормально. Например, в мусульманских странах невозможно себе представить КИ в силу культурных обычаев.