"Коварный, безжалостный убийца": как погибала в горах олимпийская чемпионка Дальмайер

Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону, 31-летняя Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана. Она пыталась взойти на "шеститысячный" пик Лайла. Metro узнало у альпиниста-спасателя о камнепадах и как ему самому удалось пережить такой же
"Коварный, безжалостный убийца": как погибала в горах олимпийская чемпионка Дальмайер
Copyright (c) 2018 Leonard Zhukovsky/Shutterstock. No use without permission.
Лаура Дальмайер

Легенда биатлона Дальмайер приехала в Пакистан в конце июня. Она входила в состав немецкой экспедиционной группы. Альпинисты хотели покорить несколько вершин в горной системе Каракорум. 

В начале месяца спортсменка взошла на Грайт-Транго высотой 6287 м и собиралась покорить пик Лайла в конце июля. Вместе с напарницей она отправилась на вершину, однако на высоте 5700 м альпинистки попали под камнепад. 

Спутница Дальмайер подала сигнал бедствия, началась поисково-спасательная операция. Выяснилось, что Лаура – жива! Она попросила о помощи, связавшись с напарницей. Был вызван вертолёт, но с него удалось лишь выяснить, что биатлонистка получила серьёзные травмы. 

Её напарницу в итоге эвакуировали, а Дальмайер нашли сильно позже – уже мёртвой. Немка завещала оставить своё тело в горах.

– 5700 м для Пакистана – не такая уж большая высота, – говорит Metro альпинист Денис Киселёв. – Переносится хоть и тяжело,  требует акклиматизации, но это – не зона смерти, и здоровый человек её легко переносит. Другое дело, если он – больной или травмированный. В условиях гипоксии организму сложнее справляться с любой болезнью или травмой. Даже банальные царапины заживают заметно дольше и болезненнее!

Цифра
7
раз Лаура Дальмайер выигрывала чемпионаты мира

По словам Дениса, он сам однажды попал под камнепад и выжил каким-то чудом.

– В июле 2004 года я был молод, без опыта. Сам уговорил руководителя нашей группы пойти не по маршруту. В итоге зашли в кулуар, хорошее место для камнепадов. Были тревожные признаки – следы свежих камней на снегу, сколы на скалах. Но всё это я увидел уже после камнепада. Прошли метров двести по кулуару – внезапно с наклонной снежной террасы сошла мокрая лавина, увлёкшая с собой камни, лежавшие под снегом. А их было много.

Альпинист утверждает, что случилось чудо – никто из шестерых членов группы не погиб. Он со своим товарищем находился выше всех, они стали главными претендентами на летальный исход.

– Травмы получили все. У двух – сильные ушибы, одному сломало малую берцовую кость, другому прилетело в крестец, встать на ноги он смог через две недели. Мой товарищ стоял слева, его зацепило по левому боку, один из камней перерубил лямку рюкзака, пробил одежду, кожу, мышцу на лопатке и застрял в кости. Мне же прилетело по правому боку: пробило каску, разбило налобный фонарь в клапане рюкзака, сломало ногу в пластиковом горном ботинке (был пробит насквозь, на кости осталась зарубка). Плечо и нога стали фиолетовыми. Воспоминания на всю жизнь: я поднимаю голову и вижу, что всё небо в камнях, которые летят вниз. Осталось только сжаться, надежд не оставалось. Было понимание, что это конец. Камень величиной с письменный стол ударил в склон на 2 метра выше наших голов, развалился пополам, отскочил и перелетел нас. Ещё чуть-чуть – и всё!

Денис – ныне альпинист-спасатель – после камнепада
предоставил Денис Киселёв
Денис – ныне альпинист-спасатель – после камнепада

Денис подчеркнул, что камнепад – коварный, безжалостный убийца, спасения от него практически нет.

– Обычно он возникает так: высоко в горах тает снег, в который вмёрзли камни, или сходят лавины из мокрого снега, а дальше камень бьёт по камню и всё это с грохотом устремляется вниз, по желобам и кулуарам. 

Денис счёл, что с Дальмайер дело было так. Сначала она получила серьёзные травмы высоко в горах, затем её состояние стало ухудшаться – буквально с каждой минутой (врачей рядом не было, а недостаток кислорода не позволял организму лечить себя самому).

Лаура с одним из трофеев
Copyright (c) 2017 Julia_Sadykova/Shutterstock. No use without permission.
Лаура с одним из трофеев

– Если не эвакуировать человека быстро, всё заканчивается плохо. Но быстро – это вертолёт, а если он не может вылететь к пострадавшему из-за погоды – или неизвестно, где находится человек с ранами, – то остаётся спускать его по земле. Этот способ во многом не идеален. Во-первых, человека ещё надо отыскать, во-вторых, любая транспортировка ухудшает состояние пострадавшего, в-третьих, для быстрой транспортировки по земле нужно много людей – 20-30 человек минимум, а в-четвёртых, не все травмы позволяют эвакуировать человека таким способом.

Когда-то Дальмайер рассказывала, что обожала горы с самого детства, а после ухода из спорта искала в покорении вершин новые вызовы. В горах она отдыхала от давления, которое испытывала во время карьеры биатлонистки. Дальмайер выиграла в биатлоне всё что только можно. Главное достижение: на Олимпийских играх 2018 года в Пхёнчхане взяла золото в спринте и гонке преследования.