Лагранж мог зайти в любой московский двор и сделать фотошедевр

Выставка "Владимир Лагранж. Отпечаток эпохи" открылась в галерее братьев Люмьер. На фото – жизнь обычных людей. Metro пообщалось с друзьями Лагранжа
Лагранж мог зайти в любой московский двор и сделать фотошедевр
Сергей Киврин.
Владимир Лагранж. Творческие раздумья.

Корреспондент Нина Грозова работала с Лагранжем много лет в журнале под названием "Советский Союз". 

– Володя для некоторых моих коллег был сложным человеком, но мы с ним быстро нашли общий язык и прекрасно общались, – рассказывает Metro Грозова. – Это были 70–80-е. Журналом руководил зять Никиты Хрущёва Алексей Аджубей. Меня, как молодого сотрудника, он часто отправлял в разные поездки, говоря, что в моём отделе "всё равно делать нечего, они там обедают по два часа". Нередко фотографировать и писать репортажи приходилось в самых непростых условиях.

Как вспоминает Нина Викторовна, одной из самых ярких стала её первая командировка – в Винницкую область. Владимир Лагранж уже находился там и обдумывал съёмки. К процессу он всегда подходил творчески, говоря, что фотограф должен "изобретать, придумывать", чтобы поймать удачный кадр.

– А меня вызвал Аджубей и сказал: "Лагранж достал ежедневными звонками из колхоза: когда наконец пришлём ему литсотрудника. Говорит, что третий день льют дожди, съёмка откладывается. Уверен, он уже с утра от безнадёги там горилку глушит. Поэтому ответственность за подготовку очерка "Хозяйка земли" ложится на вас".  

Нина Викторовна с улыбкой вспоминает: в фотоочерке следовало отразить, что Советский Союз – "современное государство, в котором молодая женщина запросто может стать председателем колхоза и быть при этом элегантной". 

– В общем, нужно было показать, как красивая женщина осматривает свои владения, стоя в машине с открытым верхом (!), "а её газовый шарфик эффектно развевается на ветру" – Алексей Иванович, видимо, вспомнил свою поездку с Хрущёвым в США, где всё это было возможно. А у нас же были сплошь телогрейки и резиновые сапоги! Но Аджубей хотел на фото совсем другую реальность!

Когда Нина приехала, мастер фотографии был мрачнее тучи и первым делом спросил: "Ты её видела? Это же центнера полтора, не меньше. Какой джип, какой на фиг шарфик!" 

– На  следующий день зарядил мелкий противный дождик, а Лагранж бодро объявил мне, что такой дождик "не годится" и что нужно устроить настоящий ливень! "Пускай наша героиня бьётся за урожай в экстремальных условиях! А то эту морось на карточках вообще видно не будет", – озвучил мне свою идею Володя. Я ещё не успела ничего сказать, а он уже звонил куда-то в правление колхоза по поводу пожарной машины! 

ЦИТАТА
Однажды Володя подарил мне свой альбом с фотографиями, написав в нём: "Нине Грозовой. Чтобы всё было не грозово, а безоблачно и ясно
— Нина Грозова

Вскоре председатель – дородная Елена Ивановна, в дефицитном по тем временам чехословацком плаще, уже стояла под мощным потоком ледяной воды. В вытянутой в сторону руке она держала грязную свёклу с ботвой, изо всех сил стараясь не испачкаться. 

– После съёмки я не выдержала и высказала классику всё, что думала: "Володя, это не фоторепортаж, а постановочный кадр! Туфта и очковтирательство!" – смеётся Нина Викторовна. – Но Лагранж старательно лепил образ "хозяйки земли" и отступать от своего творческого метода не собирался! "Экономь силы, – посоветовал он мне, – нам ещё джип в полях снимать". 

Шёлковый шарфик искали по всей деревне, а в джип пришлось преобразить старенький уазик, сняв с него брезентовый верх. Фотограф казался Нине неутомимым выдумщиком, и она всякий раз поражалась его творческим находкам.

Вторую часть нашей эпопеи с председателем колхоза мы снимали на рассвете. Так решила Елена Ивановна. Она очень смущалась и сказала, что днём её "люди засмеют и собаки облают". Лагранж несколько раз заставил её проехаться по полю в машине с развевающимся шарфиком, пока не поймал тот самый удачный кадр.  Аджубей был в восторге, а мы всякий раз улыбались, вспоминая эту историю.

Был репортёром и откликался на запросы времени

"Эскимо", 1970 г.  Однажды Владимир Лагранж спешил на работу, но,  увидев этих мальчишек, замедлил шаг и не смог не сделать кадр.
Владимир Лагранж.
"Эскимо", 1970 г. Однажды Владимир Лагранж спешил на работу, но, увидев этих мальчишек, замедлил шаг и не смог не сделать кадр.
"Рыбаки Байкала", 1969 г. Лагранж не расставался с фотоаппаратом и в отпуске.
Владимир Лагранж.
"Рыбаки Байкала", 1969 г. Лагранж не расставался с фотоаппаратом и в отпуске.
"Евгений Евтушенко", 1960-е. Поэт попал в объектив в минуты вдохновения.
Владимир Лагранж.
"Евгений Евтушенко", 1960-е. Поэт попал в объектив в минуты вдохновения.
 "Твист", 1960 г. Этот танец  тогда был в новинку.
Владимир Лагранж.
"Твист", 1960 г. Этот танец тогда был в новинку.
"Москва. Урок в школе", 1970-е. Спонтанные снимки нередко попадали на выставки.
Владимир Лагранж.
"Москва. Урок в школе", 1970-е. Спонтанные снимки нередко попадали на выставки.
"Вратарь", 1961 г. Снимок был сделан случайно в одном из московских дворов. У мальчика на воротах Лагранж заметил вместо наколенников маленькие  железные тарелки, что придало снимку особый колорит.
Владимир Лагранж.
"Вратарь", 1961 г. Снимок был сделан случайно в одном из московских дворов. У мальчика на воротах Лагранж заметил вместо наколенников маленькие железные тарелки, что придало снимку особый колорит.
"Причёска хала", 1963 г. Снимок был сделан в одной из парикмахерских на ул. Горького.
Владимир Лагранж.
"Причёска хала", 1963 г. Снимок был сделан в одной из парикмахерских на ул. Горького.

Три вопроса о Лагранже

Наталья Григорьева, директор фотогалереи им. братьев Люмьер

Наталья Григорьева, директор фотогалереи им. братьев Люмьер.
Максим Мармур.
Наталья Григорьева, директор фотогалереи им. братьев Люмьер.

Вы часто проводили выставки Владимира Лагранжа. Что, на ваш взгляд, было самым впечатляющим в его работах? 

– Люди. Он умел так выстроить кадр, что фотография приковывала взгляд. Недаром Владимира любили во всей стране и нередко предлагали организовать выставки в Казани, Ярославле, Ленинграде и многих других городах. Он был самым востребованным и любимым фотографом на протяжении долгих лет. И за границей его фото имели колоссальный успех ещё в советское время. 

 Вы дружили более двадцати лет. Каким было это общение? 

– Оно никогда не было формальным. Володя всегда оставался независим и в своих высказываниях, и в своём творчестве. Мы много говорили с ним о творчестве, а фотография – это один из сложных его видов. И получалось, что космополитические взгляды Лагранжа, несвойственные в то время, существенно повлияли на его наблюдения за советским миром и людьми. Он смотрел на каждого человека в отдельности, ставя его образ в центр кадра, он с неизменным любопытством наблюдал за миром вокруг. Это привлекало в нём.

Многие посетители выставок говорят, что фото Лагранжа – тёплые и родные. Как вы воспринимаете его работы? 

– Лагранж остаётся для меня одним из немногих российских фотографов, в работах которого я чувствую себя своей. Это часть моей семьи, моей культуры, моего города, моей страны – пусть разной, пусть не всегда благополучной (вспомним 90-е), но очень родной и небезразличной.