Корреспондент Нина Грозова работала с Лагранжем много лет в журнале под названием "Советский Союз".
![Лагранж мог зайти в любой московский двор и сделать фотошедевр](https://static.gazetametro.ru/media/20240320210332/e14a910d8762a538745cc0db070149ea95c5c10e060896375ace9a86ab163632.jpg)
– Володя для некоторых моих коллег был сложным человеком, но мы с ним быстро нашли общий язык и прекрасно общались, – рассказывает Metro Грозова. – Это были 70–80-е. Журналом руководил зять Никиты Хрущёва Алексей Аджубей. Меня, как молодого сотрудника, он часто отправлял в разные поездки, говоря, что в моём отделе "всё равно делать нечего, они там обедают по два часа". Нередко фотографировать и писать репортажи приходилось в самых непростых условиях.
Как вспоминает Нина Викторовна, одной из самых ярких стала её первая командировка – в Винницкую область. Владимир Лагранж уже находился там и обдумывал съёмки. К процессу он всегда подходил творчески, говоря, что фотограф должен "изобретать, придумывать", чтобы поймать удачный кадр.
– А меня вызвал Аджубей и сказал: "Лагранж достал ежедневными звонками из колхоза: когда наконец пришлём ему литсотрудника. Говорит, что третий день льют дожди, съёмка откладывается. Уверен, он уже с утра от безнадёги там горилку глушит. Поэтому ответственность за подготовку очерка "Хозяйка земли" ложится на вас".
Нина Викторовна с улыбкой вспоминает: в фотоочерке следовало отразить, что Советский Союз – "современное государство, в котором молодая женщина запросто может стать председателем колхоза и быть при этом элегантной".
– В общем, нужно было показать, как красивая женщина осматривает свои владения, стоя в машине с открытым верхом (!), "а её газовый шарфик эффектно развевается на ветру" – Алексей Иванович, видимо, вспомнил свою поездку с Хрущёвым в США, где всё это было возможно. А у нас же были сплошь телогрейки и резиновые сапоги! Но Аджубей хотел на фото совсем другую реальность!
Когда Нина приехала, мастер фотографии был мрачнее тучи и первым делом спросил: "Ты её видела? Это же центнера полтора, не меньше. Какой джип, какой на фиг шарфик!"
– На следующий день зарядил мелкий противный дождик, а Лагранж бодро объявил мне, что такой дождик "не годится" и что нужно устроить настоящий ливень! "Пускай наша героиня бьётся за урожай в экстремальных условиях! А то эту морось на карточках вообще видно не будет", – озвучил мне свою идею Володя. Я ещё не успела ничего сказать, а он уже звонил куда-то в правление колхоза по поводу пожарной машины!
Вскоре председатель – дородная Елена Ивановна, в дефицитном по тем временам чехословацком плаще, уже стояла под мощным потоком ледяной воды. В вытянутой в сторону руке она держала грязную свёклу с ботвой, изо всех сил стараясь не испачкаться.
– После съёмки я не выдержала и высказала классику всё, что думала: "Володя, это не фоторепортаж, а постановочный кадр! Туфта и очковтирательство!" – смеётся Нина Викторовна. – Но Лагранж старательно лепил образ "хозяйки земли" и отступать от своего творческого метода не собирался! "Экономь силы, – посоветовал он мне, – нам ещё джип в полях снимать".
Шёлковый шарфик искали по всей деревне, а в джип пришлось преобразить старенький уазик, сняв с него брезентовый верх. Фотограф казался Нине неутомимым выдумщиком, и она всякий раз поражалась его творческим находкам.
Вторую часть нашей эпопеи с председателем колхоза мы снимали на рассвете. Так решила Елена Ивановна. Она очень смущалась и сказала, что днём её "люди засмеют и собаки облают". Лагранж несколько раз заставил её проехаться по полю в машине с развевающимся шарфиком, пока не поймал тот самый удачный кадр. Аджубей был в восторге, а мы всякий раз улыбались, вспоминая эту историю.
Был репортёром и откликался на запросы времени
!["Эскимо", 1970 г. Однажды Владимир Лагранж спешил на работу, но, увидев этих мальчишек, замедлил шаг и не смог не сделать кадр.](https://static.gazetametro.ru/media/20240320210352/32f6327ea5c2defc8a658762f4293dcc0240383c0278a96e4d8959502630c6de.jpg)
!["Рыбаки Байкала", 1969 г. Лагранж не расставался с фотоаппаратом и в отпуске.](https://static.gazetametro.ru/media/20240320210352/2a1c626be79d18f15dc94e556fc93e32d3912380441f5613f7cdd4e9f098e352.jpg)
!["Евгений Евтушенко", 1960-е. Поэт попал в объектив в минуты вдохновения.](https://static.gazetametro.ru/media/2024032022030/c1f8322fe23f0391fdb98fe8d3acd7d2900de8e81c6a1890da243b41d4b9772e.jpg)
!["Твист", 1960 г. Этот танец тогда был в новинку.](https://static.gazetametro.ru/media/2024032022034/19ba2bb1f293c1524e8ec03e73f4ecc9ae5e988fbedc0059c6cbc015364ec80c.jpg)
!["Москва. Урок в школе", 1970-е. Спонтанные снимки нередко попадали на выставки.](https://static.gazetametro.ru/media/2024032022038/461125c4562fc1ce740b78871091d27f3a0dea8ea23b7cf64a1c6953fe459dbe.jpg)
!["Вратарь", 1961 г. Снимок был сделан случайно в одном из московских дворов. У мальчика на воротах Лагранж заметил вместо наколенников маленькие железные тарелки, что придало снимку особый колорит.](https://static.gazetametro.ru/media/2024032022038/39c1d89495d052a579bee11662609a74e8a14580b96aa9c2dd34e5729d9b906c.jpg)
!["Причёска хала", 1963 г. Снимок был сделан в одной из парикмахерских на ул. Горького.](https://static.gazetametro.ru/media/20240320220312/df366337cea1b1ff4cf5f7e77a7b042e1846cf46494e5ca2891ddaf69ee3fc02.jpg)
Три вопроса о Лагранже
Наталья Григорьева, директор фотогалереи им. братьев Люмьер
![Наталья Григорьева, директор фотогалереи им. братьев Люмьер.](https://static.gazetametro.ru/media/20240320220316/32920f0358319299b583ea942f2fb359393cb7af9f6be928d0b1bb488de1f446.jpg)
Вы часто проводили выставки Владимира Лагранжа. Что, на ваш взгляд, было самым впечатляющим в его работах?
– Люди. Он умел так выстроить кадр, что фотография приковывала взгляд. Недаром Владимира любили во всей стране и нередко предлагали организовать выставки в Казани, Ярославле, Ленинграде и многих других городах. Он был самым востребованным и любимым фотографом на протяжении долгих лет. И за границей его фото имели колоссальный успех ещё в советское время.
Вы дружили более двадцати лет. Каким было это общение?
– Оно никогда не было формальным. Володя всегда оставался независим и в своих высказываниях, и в своём творчестве. Мы много говорили с ним о творчестве, а фотография – это один из сложных его видов. И получалось, что космополитические взгляды Лагранжа, несвойственные в то время, существенно повлияли на его наблюдения за советским миром и людьми. Он смотрел на каждого человека в отдельности, ставя его образ в центр кадра, он с неизменным любопытством наблюдал за миром вокруг. Это привлекало в нём.
Многие посетители выставок говорят, что фото Лагранжа – тёплые и родные. Как вы воспринимаете его работы?
– Лагранж остаётся для меня одним из немногих российских фотографов, в работах которого я чувствую себя своей. Это часть моей семьи, моей культуры, моего города, моей страны – пусть разной, пусть не всегда благополучной (вспомним 90-е), но очень родной и небезразличной.