Маленький ребёнок не начинает разговаривать: способы, которые помогут преодолеть безречье

Мальчики должны начать говорить фразы до 2 лет 2 месяцев, девочки — до 1 года 10 месяцев. Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину
Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину.
Oksana Kuzmina/Shutterstock

Последние несколько лет проблема речевого развития у детей стала актуальна как никогда: всё больше малышей, которым уже исполнилось 2,5–3 года, а говорить они ещё не начали. Кто-то считает, что это вариант нормы и нет ничего страшного: рано или поздно ребёнок заговорит. Но такой подход в корне неверен, есть физиологические нормы правильного речевого и психического развития. Только в этом случае ребёнок будет полноценно развиваться.

— Речь — самая сложная психическая функция, она возможна только у человека, — рассказывает Metro Марианна Лынская, логопед, специалист по работе с детьми с нарушением речи. — Возрастные нормы, по которым ребёнок должен начать разговаривать, таковы: грудничок до 3 месяцев должен начать гулить и реагировать на взрослых, к 8 месяцам должны появиться слоги, к 1,2 года — слова, к 2 годам — предложения. Мальчики начинают говорить слова максимум до 1 года 6 месяцев, девочки — до 1 года 2 месяцев. Фразы мальчики начинают произносить до 2 лет 2 месяцев, девочки — до 1 года 10 месяцев. В 3 года ребёнок должен разговаривать полноценно хотя бы простыми предложениями. Далее словарный запас расширяется и увеличивается, речь становится развёрнутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.

Если ребёнок физически и психически здоров, то он начинает разговаривать в указанные сроки, потому что этому предшествовала многотысячелетняя история развития речи.

— Увеличение числа детей с задержкой речевого развития мы наблюдаем последние 10–15 лет, сложно представить, что речевая функция так эволюционировала за 10 лет, — делится Марианна. — Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину. В зависимости от того, в чём она заключается, назначается лечение. Есть специальные упражнения и техники, которые для каждого диагноза свои.

Почему ребёнок не говорит

Ребёнок может не говорить по разным причинам. Безречье может быть симптомом какого-либо нарушения или следствием психологических причин.
Julija Sulkovska/Shutterstock

По мнению эксперта, детей с задержкой речевого развития всё больше по нескольким причинам.

— Безречье может быть симптомом какого-либо нарушения, например, у ребёнка аутизм или умственная отсталость, — продолжает Марианна. — При умственной отсталости в головном мозге отсутствуют нервные клетки или связи между ними, которые отвечают за речь. При аутизме ребёнку может не хватать дофамина, специального нейромедиатора, который тоже отвечает за мотивацию к речи. Также ребёнок может не говорить из-за локального повреждения структуры головного мозга либо его функций. Это называют алалией. Есть ситуации, когда малыш глухой.

Также могут быть и психологические причины безречья.

— Например, ребёнок находится в неподходящих речевых условиях — и у него нет мотивации и потребности разговаривать, ведь его понимают и так, — объясняет Марианна. — Есть дети, которые оказались в тяжёлом эмоциональном состоянии: потеряли родителя или родителей, испытали сильный стресс, испуг или у них детская депрессия. Да, увы, по современным данным, депрессия бывает даже у младенцев. Это не плохое настроение, как многие думают. Депрессия — заболевание, которое связано с нарушением химической регуляции нервной системы. Причина в таком нейромедиаторе, как серотонин, дети могут рождаться с его недостаточным количеством. Если он не вырабатывается, то эмоциональные структуры мозга не развиваются.

Гаджеты приводят к функциональным нарушениям мозга

До 2 лет ребёнку гаджеты давать нельзя, с 2 лет можно показывать короткие мультики. Игры в виртуальном пространстве возможны с 7 лет.
AlohaHawaii/Shutterstock

Также Марианна Лынская считает, что одной из причин функциональных нарушений в головном мозге могут стать гаджеты, которые родители дают детям с раннего возраста.

— Надо признать, что сегодня культура речи у нас значительно ниже по сравнению с тем, какой она была сто лет назад. Причина во многом в том, что появились альтернативные средства коммуникации, такие как Интернет и гаджеты. Они влияют на объём речевой продукции. Многие малыши говорить начинают вовремя, но разговаривают очень скудно, и это тоже не является нормой. Если ребёнку дали гаджет до 1 года, то это может привести к симптомам расстройств аутистического спектра. По сути, ребёнок общается не с человеком, а с двухмерным изображением. Детям же нужно живое общение: чувствовать интонацию, ощущать эмоциональную коммуникацию. Гаджет воспринимается зрительной системой иначе, он активизирует другие области мозга. Эволюцией не было предусмотрено, что они будут активированы в таком возрасте. Именно поэтому подобное "воспитание" приводит к дисбалансу в развитии мозга ребёнка. Могут возникать эмоциональные, психические нарушения.

Детей сегодня без гаджетов представить сложно, но эксперт рекомендует до 2 лет ребёнку их не давать, с 2 лет можно показывать лишь короткие, 2–3-минутные мультфильмы, а разрешать играть можно лишь с 7 лет, не раньше.

— До 7 лет в мозге происходит формирование определённых структур, и, если ребёнок будет поглощать виртуальную реальность, эти процессы могут измениться, — делится Марианна. — Развивающие телепередачи, которые рассчитаны на малышей до 2 лет, не более чем маркетинг. Это точно не про развитие детей. Скорее возможность для мамы немного отдохнуть. Смотреть телевизор ребёнку до 2 лет не полезно.

Мифы о том, как "разговорить" ребёнка

Занятия, которые развивают мелкую моторику, хороши тогда, когда ребёнок уже начал говорить.
Anna Kraynova/Shutterstock

Есть мнение, что если ребёнок не начинает разговаривать в срок, то с ним нужно говорить как можно больше. Но, оказывается, это всего лишь миф.

— Постоянные разговоры на сроки появления первых слов никак не влияют, — рассказывает Марианна. — Речь — генетически обусловленный механизм, если с ребёнком всё в порядке, он начнёт говорить тогда, когда нужно, важно лишь ему не мешать. Многие родители сейчас общаются так называемой функциональной речью: дают инструкции и задают вопросы. Такое общение не способствует развитию речи. Однако если у ребёнка дефицит обработки слуховой информации, то чем больше с ним разговаривать, тем меньше вероятности, что он заговорит, ведь он начинает отстраняться от постоянного дискомфортного для него шума.

Некоторые специалисты рекомендуют родителям развивать мелкую моторику у ребёнка, утверждая, что это поможет начать разговаривать быстрее. И это тоже миф.

— От развития мелкой моторики зависит качество звукопроизношения, но не более, — добавляет Марианна. — Она хороша тогда, когда малыш уже начал говорить, но какие-то звуки у него не получаются. Тогда такие занятия будут влиять на его артикуляционную моторику: на движения языка, щёк, губ, нёба. На появление речи и правильность её грамматического оформления мелкая моторика никак не влияет.

Ещё один из самых распространённых способов, который рекомендуют специалисты, — делать зарядку для языка. И это миф!

— Эта техника нужна детям, у которых есть дефекты звукопроизношения. Такие дети уже говорят! — уточняет Марианна Лынская. — Речь у них смазанна и непонятна, что называется, каша во рту. В их случае артикуляционная гимнастика будет полезна. Если ребёнок полностью не говорящий, такие занятия никак на речь не повлияют, потому что за это отвечают разные зоны мозга. То же касается и пения. Пение с ребёнком — прекрасная практика, но нужно понимать, что за речь и пение также отвечают разные участки мозга.

Как помочь ребёнку заговорить

Один из лучших способов помочь ребёнку заговорить — рассказывать ему историю семьи, разглядывая фотографии из семейного альбома.
Andrey Sayfutdinov/Shutterstock.

Универсальных упражнений, способных помочь ребёнку, который отказывается говорить, нет, всё зависит от причины. Но есть общие простые правила, придерживаясь которых родители смогут позволить своим детям чувствовать себя комфортно, в безопасности и любви, и это поможет сказать такое долгожданное первое слово.

— Самая главная практика в такой ситуации заключается в том, чтобы никого не торопить, — советует Марианна. — Лучшее средство — это как можно больше рассказывать ребёнку о нём самом и его истории: как его ждали, как он появился на свет, каким он был в грудном возрасте, в год, в два, что любил делать, как развивался. Второе средство — смотреть вместе фотографии из семейного альбома и рассказывать историю семьи. И это будут лучшие книжки для ребёнка до 3 лет — о нём и его семье. И третье простое средство: чтобы ребёнок заговорил, ему нужны впечатления. Важно, чтобы общение с родителями приносило удовольствие. Можно играть, лепить, рисовать, но если это превращается в утомительные занятия, где мама невротично заставляет что-то делать, а малыш плачет, потому что не хочет, то с огромной вероятностью он не заговорит.

Также Марианна советует малышам петь колыбельные. Эти песнопения, придуманные в V–VI веках, имеют такой тембр и колебания длины волны, которые понятны ребёнку, они успокаивают и развивают мозг. Напевание колыбельных маленькому ребёнку и одновременное укачивание его на руках создаёт основу для правильного психического развития.

— Заниматься с ребёнком нужно исключительно на положительных эмоциях, — добавляет Марианна. — Если мама сильно нервничает и постоянно требует: "скажи мне", "повтори", то потребность заговорить не возникнет. Поэтому лучше давать "образец", но не просить "сказать" или "повторить". Если ребёнка не помещать в искусственные условия, где он сидит в одной и той же комнате или в гаджете или с ним никто не разговаривает, у него нет впечатлений, то он заговорит сам спонтанно, общаясь с окружающими. Ничего сверхспециального для этого делать не нужно.

Для неговорящего ребёнка слова "скажи" и "повтори" запрещены. Они вызывают речевой негативизм, и ребёнок ещё больше замыкается в себе".
Марианна Лынская, логопед