МАМТ ищет свет не там, где светло и радостно, а там, где темно и жутко

Планы на новый сезон объявили в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко
МАМТ ищет свет не там, где светло и радостно, а там, где темно и жутко
Пресс-служба МАМТ
Слева направо: художественный руководитель оперной труппы и главный режиссёр, народный артист России Александр Титель, генеральный директор театра Андрей Борисов, художественный руководитель балета Максим Севагин и главный дирижёр Феликс Коробов.

В 107-м театральном сезоне в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) возобновили практику рассказа о своих планах в здании театра – до этого собирались в пресс-центре федерального информационного агентства. О здании на первой в новом сезоне пресс-конференции говорили отдельно: осенью 2026 года театр отметит столетие въезда в старинный особняк на Большой Дмитровке. 

– Это интереснейшее здание, усадьба Салтыкова, по лестнице которой когда-то поднималась Наталья Голицына, знаменитая Пиковая дама, поскольку в этом доме жила её сестра, – рассказывает художественный руководитель оперной труппы и главный режиссёр МАМТ, народный артист России Александр Титель. 

К столетнему юбилею жизни театра в этом здании труппа подготовила целую программу из спектаклей, которые имеют важное историческое значение для МАМТ, а также новинки: "Русалка", "Не только любовь", "Андре Шенье", "Анна Болейн", "Орлеанская дева" и "Леди Макбет Мценского уезда". Последнюю поставят в первой, малоизвестной широкой публике редакции её автора, Дмитрия Шостаковича. 

Цифра
90 раз
менее чем за два сезона играли в МАМТ "Катерину Измайлову" – это рекорд для оперной постановки.

 – Наш театр – один из домов жизни этого сочинения, – рассказал Александр Титель. – Через два дня после премьеры в Ленинграде состоялась премьера в нашем театре и именно тогда Немирович-Данченко назвал свой спектакль "Катерина Измайлова". За неполных два сезона он прошёл в нашем театре 90 раз, эту цифру можно занести в книгу рекордов – ни одно оперное сочинение столько не идёт за такой короткий срок. 

В новом 107-м сезоне в МАМТ говорят об осознании переломности исторического момента, в котором находится страна, и обещают опираться на традиции, заложенные отцами-основателями театра.

Андрей Борисов, генеральный директор МАМТ:
"Наша страна проживает переломный момент, и люди ищут пристанище, успокоение своей душе. Они в поиске места, где можно сохраниться и душевно очиститься. И мы приглашаем их в театр. Сейчас такое время, когда происходит личностная пересборка не только людей, но и институций, театрального пространства, нашего театра в том числе. Они ищут себя, пытаясь дать на сложные вызовы непростые ответы. Наш поиск имеет ценностное основание. У нас есть художественная идеология, традиции, заложенные отцами-основателями музыкального театра — Станиславским и Немировичем-Данченко, мы их чтим. Они ратовали за живой ищущий театр, не боящийся экспериментов, не боящийся быть непонятым, не заигрывающий, и не заискивающий, но полный энергии, ведущей к достойному художественному результату. Наш театр находится в поисках света и радости. Только свет и радость мы ищем не там, где светло и радостно, а мы ищем его там, где темно, жутко, где хтонь. Нести свет туда, где в нём нуждаются, где он, быть может, способен изменить ситуацию, — вот наш принцип. Это непростой благородный путь, избранный нашими художественными руководителями".
Андрей Борисов, генеральный директор МАМТ:

Открытием сезона станет балет "Королевы вариаций" Максима Севагина на музыку Эрнста фон Донаньи 11, 12 и 13 сентября. 

В ноябре зрителей ожидает премьера оперы П. И. Чайковского "Орлеанская дева" в постановке Александра Тителя и дирижёра Кристиана Кнаппа. Премьерные показы запланированы на 28, 29 и 30 ноября. 

В марте 2026 года на Основной сцене будет представлена опера Д. Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" также в постановке Александра Тителя и дирижера Фёдора Леднёва. Художником-постановщиком в обеих оперных премьерах выступит Владимир Арефьев, художником по свету — Дамир Исмагилов. Премьера состоится 20, 21 и 22 марта 2026 года. 

Завершит сезон балет "Анна Каренина" на музыку Ильи Демуцкого в хореографии Максима Севагина, дирижёр-постановщик — Тимур Зангиев, драматург — Андрей Золотарёв, художник-сценограф — Владимир Арефьев. Показы запланированы на 25, 26, 27 и 28 июня 2026 года. 

Помимо премьер, 19 и 20 сентября 2025 года в репертуар возвращается легендарный балет "Сильфида" в хореографии Пьера Лакотта. 

– Новый сезон в театре поддерживает идею образа женщины в истории, культуре, – рассказал художественный руководитель балета МАМТ Максим Севагин. – В спектакле "Королевы вариаций" мне хотелось представить на сцене образы балерин разных эпох. Прима-балерины нашего театра являются вдохновителями этого спектакля. Премьера "Анны Карениной" на музыку Ильи Демуцкого запланирована на конец сезона. Однако мы не будем использовать оригинальную партитуру — я пересобрал и переработал музыку, попросив композитора написать новые фрагменты, чтобы создать совершенно новую партитуру и оригинальную драматургию, соответствующую моему видению этого произведения.