Metro узнало у представителей бьюти-индустрии, стоит ли беспокоиться о её будущем

На рынке красоты происходят волнения и грядут большие перемены. Из-за санкций россияне почти лишились возможности покупать косметику иностранных брендов
Metro узнало у представителей бьюти-индустрии, стоит ли беспокоиться о её будущем
Маргарита Лемешко / Metro
Из сетей первой приостановила работу французская Sephora.

За последнюю неделю о приостановке своей деятельности или значительном сокращении ассортимента на территории России объявили сеть Sephora, концерны L'Oreal, Procter & Gamble, Unilever, бренд Chanel, а также компания Estee Lauder Companies, в которую входит целая пачка известных марок: Jo Malone London, Bobbi Brown, Clinique, AERIN, Origins, Tom Ford Beauty, M.A.C, La Mer, Kilian и многие другие. Но в России существует достаточно своих брендов и магазинов, которые не просто не уходят с рынка, но и готовы развиваться даже в это нелёгкое для всех время.

Chanel закрыл свои парфюмерно-косметические бутики в одно время с модными.
Маргарита Лемешко / Metro
Chanel закрыл свои парфюмерно-косметические бутики в одно время с модными.

Российские бренды не спешат захватывать рынок

Главные проблемы, которые озвучивают основатели российских брендов и поставщики:

  • логистика;
  • сырьё (и растущие цены на них);
  • тара.

Проблемы с логистикой возникли из-за временного отказа крупных компаний-перевозчиков работать с Россией, среди них Maersk, MSC, HMM, CMA-CGM, Hapag-Lloyd, DHL, Fedex. На поставки из Китая это не сильно повлияло, но из-за приостановки прямого авиасообщения Европы и США с Россией логистические фирмы вынуждены использовать нелинейные маршруты, что увеличивает как стоимость, так и сроки доставки.

Из-за перебоев поставок затруднения испытывает даже известный косметический оператор Faberlic. 70% ингредиентов компания получает из-за рубежа, поэтому ей пришлось в спешном порядке искать новые пути для ввоза импорта. Помимо прочего в компании заявили, что для предотвращения возникновения дефицита в условиях ажиотажного спроса вынужденно пришлось повысить цены на свою продукцию.

В то время как импортная профессиональная косметика подорожала примерно на треть, один из крупнейших российских производителей красителей, Estel (на него приходится почти 50% рынка), повысил цены вдвое, отменил любые скидки и бонусы, а также отказался работать с новыми клиентами.

Цены на косметику уже успели вырасти на 30–200%.
Маргарита Лемешко / Metro
Цены на косметику уже успели вырасти на 30–200%.

Грустят, но не сдаются

Последние два года у Natura Siberica были и без того непростым временем. Компании удалось побороть кризис и продолжить работу. Её представитель сообщил Metro, что бренд с прилавков магазинов не исчезнет: "Компания продолжит делать всё, чтобы обеспечить потребности покупателей в средствах гигиены и косметике в необходимом им ежедневном объёме, и готова наращивать мощности при возникновении такой потребности на рынке. При этом нам, как бренду с активной экопозицией, важно гарантировать не просто наличие средств в магазинах, но и их безопасность, высокое качество и натуральную составляющую".

Natura Siberica готова не только удовлетворить спрос покупателей, но и нарастить производство, если это будет необходимо.
Предоставлено пресс-службой
Natura Siberica готова не только удовлетворить спрос покупателей, но и нарастить производство, если это будет необходимо.

Директор по маркетингу российского бренда M.AKLIVE Иван Сидоров сказал Metro, что ситуация хоть и тревожная, но в целом марка чувствует себя уверенно: "Больше двух лет часть прибыли компания откладывает в фонд устойчивости на беспроблемное существование бизнеса и сотрудников на 6 месяцев вперёд. Также мы держим склад готовой продукции на 4–6 месяцев продаж. Всё это даёт возможность взвешенно принимать решения и удерживать розничные цены определённое время, что благополучно отражается как на доверии наших партнёров, так и на их эмоциональном состоянии, что сейчас немаловажно".

По словам Ивана, часть отечественных профессиональных брендов вполне в состоянии заменить импортные аналоги: "Ключевые ингредиенты, от пептидов и энхансеров до отдушек и консервантов, мы подбираем из списков ведущих мировых лабораторий-разработчиков, которыми также пользуются профмарки, производящиеся в Израиле, США, Европе и других странах. Более того, в нашей продукции технологами соблюдается процент ввода активов в рецептуру, гарантирующий заявленные для каждого средства свойства. И всё это подкреплено итогами клинических испытаний. Уверен, мы не одни такие на российском рынке".

Основной зоной неопределённости для компании Иван Сидоров называет продажи в ЕС и США: "Наш бренд представлен на рынках 13 стран. Экспорт в объёме продаж занимает порядка 10%, и сейчас тяжело прогнозировать, что нас ждёт в этом направлении. Но мы ищем решения совместно с партнёрами, хоть и без особой определённости на данный момент".

Эксперт также обозначил ключевые шаги выхода из ситуации для всего рынка:

  • поиск новых путей для поставки компонентов в страну;
  • диверсификация поставщиков там, где и для кого это возможно. Для некоторых это реализуемо только в части упаковки (например, если часть тубы ранее изготавливали за рубежом, сейчас необходимо перейти на российские заводы).
Что касается сотрудников компании – M.AKLIVE не планирует сокращений и простоев.
Предоставлено пресс-службой
Что касается сотрудников компании – M.AKLIVE не планирует сокращений и простоев.

Дарья Остроменская, основатель брендов натуральной косметики Ecolatier, cafe mimi, EOlaboratorie, сказала Metro, что зависимость от европейского сырья довольно высокая, особенно в части продуктов по уходу (крема, маски, бальзамы), но отчаиваться не нужно: "Полностью выпуск на российском сырье пока плохо себе представляется. Есть достаточно китайских аналогов, но про высокое качество говорить ещё рано. Пандемия и кризис 2014 года всё же кое-чему нас научили. Мы держим некоторые запасы сырья и надеемся, что логистические пути восстановятся в кратчайшие сроки, а также на мирные политические решения. Если говорить о краткосрочной перспективе, то основная задача сейчас не умножить, а сохранить."

Эксперт отметила, что бренды продолжат рассказывать о себе и продуктах покупателям: "Мы не будем прерывать сотрудничество со всеми сми, продолжая вкладывать бюджет в рекламу и развитие бизнеса. Также в компании запланирован выпуск новинок, которые будут представлены в кратчайшие сроки. В ближайшее время цены на продукцию изменяться в среднем не более чем на 10%, а дальше мы пока не загадываем. В 2014 году нам удалось добиться практически полного удержания цены без изменений."

По словам Дарья Остроменская, в любом кризисе открывается невероятное количество возможностей.
@greencosmetics_group / Instagram
По словам Дарья Остроменская, в любом кризисе открывается невероятное количество возможностей.

Что говорит ритейл

Отвечая на запрос Metro, Лаура Ли, основательница интернет-магазина корейской косметики Haru Beauty, сообщила, что верит в эту часть рынка и её развитие: "Цены так или иначе растут всё время, и я всегда боролась с поставщиками и брендами, чтобы в итоге стоимость продуктов не превышала цену в Южной Корее или была хотя бы в рамках разумного, учитывая логистику, декларирование и НДС. Это важно, так как для потребителя должно быть выгодным заказывать косметику именно внутри страны, а не из-за границы. Сейчас я нахожусь в Южной Корее, и, пройдясь по крупным бьюти-супермаркетам, я с удивлением обнаружила, что даже с учётом значительно выросшего курса в России продукт стоит дешевле.

Конечно, прогнозировать наперёд, что будет дальше, пока сложно. Но точно известно, что сейчас наблюдаются проблемы с переводом средств в иностранные компании, а таможня забита очередями из поставок. Насколько это отразится на корейской косметической нише – даже представить не могу. Несмотря на то что большинство санкций сейчас направлены со стороны Европы и Америки, в Корее тоже есть свои сложности. Буквально на днях здесь прошли выборы нового президента. Победил кандидат от оппозиционной партии Юн Сок Ёль, и он поддерживает санкционную политику Запада.

Как поставщик и продавец, я очень переживаю за будущее бизнеса, но, учитывая менталитет корейского народа, уверена, что, если санкции будут негативно влиять на прибыль южнокорейских компаний, жители сами выскажутся против них. Я склонна думать, что корейский косметический бизнес в России будет процветать – по крайней мере, очень на это надеюсь".

Интернет-магазин Haru Beauty представляет бренды, которые занимают топовые места в косметических рейтингах Кореи.
harubeauty.ru
Интернет-магазин Haru Beauty представляет бренды, которые занимают топовые места в косметических рейтингах Кореи.

Чтобы прояснить ситуацию, Metro также связалось с исполнительным директором российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Александрой Скоробогатовой, но организация оказалась не готова давать комментарии на эту тему.

Какие ещё бренды и косметические сети продолжают работать на территории России:

• KIKO Milano (Италия);
• L'Occitane (Франция);
• Yves Rocher (Франция);
• Frudia (Южная Корея);
• Aravia (Россия);
• Botavikos (Россия);
• Shades of You (Россия);
• Art&Fact (Россия);
• Senseful (Россия);
• Verifique (Россия);
• "Какава Красота" (Россия);
• Mixit (Россия);
• Teana (Россия);
• BLOM (Россия);
• 2211cosmetics (Россия);
• mi&co (Россия);
• Сеть косметики и парфюмерии "Золотое яблоко";
• Сеть косметики и парфюмерии "Рив Гош";
• Сеть косметики и парфюмерии "Л'Этуаль".