
О чём спектакль
Бессонница, день сурка или смерть?
Спектакль начинается с похорон профессора медицины Николая Степановича. Немногочисленные близкие произносят речь, занавес открывается, но вместо гроба или могилы перед нами освещённый тоннель, из которого выходит сам "виновник торжества", чтобы поведать о своей бессоннице, о том, что жить ему осталось не больше полугода, и вспомнить основные вехи своей жизни. Он обращается к залу, как лектор к своим студентам, и из его монолога мы узнаём, что работа, наука были смыслом его жизни, а дом стал синонимом скуки и серости. Как доказательство его однообразных будней время от времени за его спиной появляется супруга Варвара Андреевна, чтобы снова пожаловаться на одно и то же.
Впечатления
Конфликт формы и содержания
Ответ на эту очередную дерзкую попытку перенести рассказы Чехова на сцену отчасти звучит в тексте самой "Скучной истории": "Если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актёров, можно ограничиться одним только чтением". Во многом автобиографичный рассказ Чехова хорош и глубок сам по себе, и это тот случай, когда, увы, даже великолепная игра таких мэтров, как Михаил Филиппов и Евгения Симонова, не спасает постановку. Режиссёр так увлекается своей "бессонницей", что теряет что-то главное, чеховское...
Фишка
Красное на сером или бал Сатаны
Практически единственными декорациями служат серые стены, на фоне которых в первом акте, усыпляюще тихом, изредка ярким пламенем вспыхивает оранжевый плед на кресле, в котором восседает герой. Или в алом платье появляется приёмная дочь Николая Степановича Катя — его единственная отрада. Второй акт, наоборот, наполнен криками, песнями и бесовскими плясками, которые окончательно превращают этот полусон героя в кошмар. Неожиданным смягчением и одновременно украшением финала становится танец Евгении Симоновой.

Подслушано:
– "Скучная история" полностью оправдала своё название.
– Как Михаилу Филиппову удаётся так держать зал?
– Если пережить первый акт, то начинаешь проникаться идеей.