Мир, нарисованный железными линиями: в МАММ открыли выставку Ани Жёлудь

Мультимедиа Арт Музей открыл сезон сразу пятью выставками, одна из самых значимых – "Вдох выдох" художницы и скульптора Ани Жёлудь
Мир, нарисованный железными линиями: в МАММ открыли выставку Ани Жёлудь
Артур Новосильцев / Агентство Москва
На выставке Ани Жёлудь "Вдох выдох".

Монохромность представленных на двух этажах Мультимедиа Арт Музея работ Ани Жёлудь неожиданно напоминает о самой идее музея фотографии, с которого МАММ когда-то начался: Жёлудь так же, как и само по себе фото, снимала чёрно-белый слепок с окружающего её быта, превращая личное в универсальное. Размещённые в залах МАММ, её картины и скульптуры, созданные в разные годы, тем не менее, складываются в очень цельную историю, в которой можно одновременно увидеть и жизнь обычного человека, и большого художника, каким Жёлудь и была. Вот зимняя дорога, нарциссы в банке на столе, сколы кафеля где-то в местах общественного пользования, мусорные баки, кресло, окно, батарея под ним. Фрагменты окружающего, которые попадались на глаза каждому. 

Больше всего художницу прославили её скульптуры — "нарисованные" металлическими прутьями контуры интерьера и разных предметов быта: шкаф с висящей в нём на вешалках одеждой, пианино со стулом, стол с компьютером, кровать. Самое что ни на есть утилитарное и необходимое в жизни каждого художница лишила главного — возможности быть использованным, превратив в чистую идею: на стуле невозможно сидеть, на пианино — играть, в окно — посмотреть. Расставленные в белых стенах музея чёрные контурные скульптуры складываются в целые абстрактные комнаты и дают очень необычное ощущение попадания в двухмерное пространство белого листа. Будто ты сам становишься контурным человеком, таким же пустым и прозрачным, и поэтому руки непроизвольно тянутся к этим вешалкам с платьями, чтобы качнуть их на металлической линии перекладины. Сваренные из тяжёлого металла, они, тем не менее, выглядят лёгкими и прозрачными. Своими работами художница подарила нам возможность осязать не просто рисунок, а самое неосязаемое в нём — его линии. Собранные вместе, эти не вещи, а, скорее, идеи вещей сложились в идеально красивые графичные композиции.

Аня Жёлудь. Персональное пространство.
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Персональное пространство.

Одна из таких композиций представляет из себя комнату в больнице: койка, капельница, раковина. Это отражение и драматичной жизни самой художницы, которая из-за болезней ушла из жизни совсем недавно, 4 июня этого года, в возрасте 43 лет. Аня Жёлудь (творческий псевдоним Анны Желудковской) получила признание и известность довольно рано, в возрасте 26 лет: её выставки проходили в московском ЦДХ и петербургском Русском музее, она была участницей зарубежных показов и основного проекта 53-й Венецианской биеннале — всего три российских художника за всю историю проведения форума удостоились презентации именно в рамках основного проекта. 

"Плохо плохо", "Света белого не вижу", "Купите картину", "После зимы будет зима", "Сил жить больше нет меньше", — эти фразы, написанные нарочито детским почерком и как будто той же чёрной проволочной нитью, из которой сплетены её скульптуры, заполняют картины художницы. При всём достигнутом признании и заметности, её положение было далеко от благополучного — из-за минимального интереса к материальной стороне жизни и, как говорят знавшие Жёлудь, болезненного отсутствия стремления к поддержанию физического существования. Свои работы она часто просто раздавала или старалась обменять на нужные в хозяйстве вещи, например, на системный блок с монитором или два грузовика дров, которые были нужны для её деревенского дома в Подмосковье. Раздача работ была нередко обусловлена и их количеством: художница часто создавала серии картин, приравнивая монотонный процесс повторения изображения к молитве. 

"Процесс рисования напоминал "Отче наш"... Монотонность и однообразие приравниваются к "Господи, помилуй, Господи, прости". Так во что же я верю? Я верю в предмет, верю в материальность, верю в композицию, в равновесие. Многократное изображение белого эмалированного чайника можно считать молитвой и, предполагая территорию галереи как место для экспозиции, мысленно чувствую там обитель — часовню, в которой находится иконостас. Понятия "храм" и "музей" для меня поменяны местами с самого детства, а может быть, и врождённо. Для Жёлудь музей — это храм, а храм — это музей".
Аня Жёлудь, художник
На выставке Ани Жёлудь "Вдох выдох".
Артур Новосильцев / Агентство Москва
На выставке Ани Жёлудь "Вдох выдох".

Чёрная проволока-контур превратилась в сквозной приём в творчестве художницы: она стала стеблями комнатных растений, которые проживают свою печальную жизнь в горшках на подоконниках, а также метафорой связей, которые окутывают весь мир. Проект Жёлудь на Венецианской биеннале назывался "Коммуникации" – пространство экспозиции пронизывали металлические провода, то уходящие в стены, то опять выползающие наружу. Название отражало многозначность понятия: коммуникации – это не только технические кабели, провода и трубы, по которым движутся электричество, газ и вода и которые спрятаны от наших глаз за стенами, – но и связи личные и социальные, которые тоже невидимы и тоже нас соединяют. В конце жизни Аня Жёлудь снова вернулась к теме коммуникаций и провела выставку "Абзац" – на стенах и полу галереи лежали пучки разорванных металлических проводов как метафора разрушенных связей. 

Что ещё можно увидеть на выставке

На выставке Ани Жёлудь "Вдох выдох".
Наталья Бабахина
На выставке Ани Жёлудь "Вдох выдох".
"Я рисовала не кафель, а процесс его разрушения, конкретную конфигурацию сколов. На картинах изображены дырки, которые появлялись в метрополитене каждый день. В какой-то момент станция метро "Пролетарская" превратилась в настоящую галерею, где я нашла концентрат своей творческой деятельности".
Аня Жёлудь
Аня Жёлудь. из серии "Народный натюрморт". 2012 год. Собрание РОСИЗО.
Наталья Бабахина
Аня Жёлудь. из серии "Народный натюрморт". 2012 год. Собрание РОСИЗО.
"Серия "Народный натюрморт" – это изображения мусорных бачков, которые стоят на остановках, у входа в метро, в парках. Мусорки, куда мы складываем бутылки, банки, стаканчики и таким образом, не подозревая об этом, мы формируем образцы коллективного творчества".
Аня Жёлудь
Аня Жёлудь. Комнатное растение. 2009–2010 гг. Предоставлено галреей Gridchinhall.
Наталья Бабахина
Аня Жёлудь. Комнатное растение. 2009–2010 гг. Предоставлено галреей Gridchinhall.
"Комнатное растение – человек в коме. Оно дышит, за ним надо ухаживать. Для него отстаивают воду из-под крана в пластиковых бутылках. Ему подсыпают грунт из пакетиков. В то время как комнатное растение обречено на сдавливание корневой системы стенками кашпо, на листья, покрытые пылью, ему, тем не менее, необходимо раз в год расцвести, чтобы хотя бы немного оправдать свое существование. Из всех бытовых историй его – самая грустная. Потому что при том, что оно живое, его судьбу выбирают так же, как выбирают судьбы неодушевлённых предметов".
Аня Жёлудь
Аня Жёлудь. Стихи. 2022 Фанера, темпера.
Из коллекции Aksenov Family Foundation
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Тряпка. 2010 Металл, краска.
Из коллекции Антона Козлова
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Туфли. 2010 Металл, сварка,
краска. Из коллекции Игоря Суханова
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Фрагмент инсталляции
"Персональное пространство". 2021
Металл, сварка, краска. Из коллекции
PA Gallery
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Фрагмент инсталляции
"Персональное пространство". 2021
Металл, сварка, краска. Из коллекции
PA Gallery
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Фрагмент инсталляции
"Персональное пространство". 2021
Металл, сварка, краска. Из коллекции
PA Gallery
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Из серии "После зимы". 2016 Холст, темпера. Из коллекции Сергея Александрова
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Из серии "После зимы". 2016 Холст, темпера. Из коллекции Сергея Александрова
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Из серии "После зимы". 2016 Холст, темпера. Из коллекции Сергея Александрова
Пресс-служба МАММ
Аня Жёлудь. Стихи. 2022 Фанера, темпера. Из коллекции Aksenov Family Foundation1/9