Глухие не лыком шиты
Виктор Паленный вырос в семье слышащих родителей, оглох в три года после применения антибиотиков. Жестовый язык осваивал постепенно в специальной школе.
– Для примитивного бытового общения можно овладеть жестовым языком очень быстро, но чем глубже погружаешься в язык, тем сложнее – как с любым языком. Тем более что это 3D-язык – тут используется трёхмерное пространство. Это не только непрерывное движение рук, надо ещё и мимику лица отслеживать – она играет роль, аналогичную голосовой интонации у слышащих, – уточнил Паленный.
Не путайте! Язык жестов – это просто невербальная форма коммуникации (руки крест-накрест, прикладывание указательного пальца к губам (молчи!), его активно изучают психологи). А жестовый язык – это развитая лингвистическая система.
Высшее образование он получил в "Бауманке" в 1980-х, по его словам, особого выбора не было.
– Тогда это был единственный вуз, где можно было учиться с переводчиком жестового языка. В школе мне легко давались математика и физика, поэтому и пошёл туда со своими однокашниками. И доучился до красного диплома, хотя к технике достаточно равнодушен. Просто хотел доказать слышащим студентам, что глухие “не лыком шиты”. Такой соревновательный азарт.
По специальности Паленный проработал всего три года – инженером в НИИ оптической технологии.
– В 90-х зарегистрировал турфирму, работал с глухими иностранцами. Их было немного, но я получал валюту, жить можно было. Потом стало скучно, хотелось найти своё призвание. И я пошел в школу для глухих подростков и молодёжи. Преподавал физику, позже – основы культурологии, историю и культуру глухих. Это были новые предметы, которых раньше не было в школе для глухих.